Posted 23 ноября 2012,, 09:31

Published 23 ноября 2012,, 09:31

Modified 31 марта, 22:21

Updated 31 марта, 22:21

Эксперт «Росбалта»: Стругацкие не оставили после себя равнодушных

23 ноября 2012, 09:31
Прощание с писателем Борисом Стругацким, скончавшимся 19 ноября, проходит в Санкт-Петербурге. Не боясь ошибиться, можно предположить, что братья Стругацкие оставили куда меньшее число безразличных к своему творчеству, чем, может быть, даже казалось Борису Натановичу в последние годы его жизни.

МОСКВА, 23 ноября. Прощание с писателем Борисом Стругацким, скончавшимся 19 ноября, проходит сегодня в Санкт-Петербурге. Из жизни ушел классик отечественной литературы, который в соавторстве с братом Аркадием создал произведения, герои которых становились и продолжают становиться моральными ориентирами для людей сразу нескольких поколений.

После известия о кончине Бориса Натановича, «Росбалт» попросил своих читателей ответить на вопрос, какие персонажи из книг братьев Стругацких запомнились им больше всего. По результатам голосования лидируют центральный персонаж «Пикника на обочине» сталкер Рэдрик Шухарт и главный герой повести «Трудно быть богом» дон Румата Эсторский.

Как отмечает эксперт «Росбалта» Евгений Евдокимов, такой результат можно объяснить, прежде всего, тем, что само понятие «сталкер», которое стало частью современной культуры, было придумано Стругацкими.

Зона отчуждения, созданная после тяжелой радиационной аварии вокруг Чернобыльской АЭС, прочно ассоциируется с таинственными и смертельно опасными Зонами из книги Стругацких. В результате по мотивам «Пикника на обочине», написанного в 1971 году, в XXI веке создана целая вселенная: серия компьютерных игр, литературных произведений, комиксов, а также ряд конкурсов и мероприятий.

Нельзя, конечно, не вспомнить и фильм «Сталкер» Андрея Тарковского. Хотя сюжет картины и не имеет почти ничего общего с «Пикником на обочине», да и героев в фильме не называют по именам, сталкер в исполнении Александра Кайдановского для многих ассоциируется именно с «книжным» Рэдриком Шухартом.

Что касается Руматы из «Трудно быть богом», то эта книга, по оценке самих авторов, второе по популярности произведение Стругацких после повести «Понедельник начинается в субботу», в которой нельзя выделить какого-то одного, самого яркого главного героя.

Подводя итоги литературной работы и размышляя о том, имеют ли смысл попытки определить объективную ценность какого-либо художественного произведения, Борис Стругацкий сформулировал знаменитое «тройное правило»: «Надо быть оптимистом. Как бы плохо ни написали вы свою повесть, у нее обязательно найдутся читатели - многие тысячи читателей, которые сочтут эту повесть без малого шедевром. В то же время надо быть скептиком. Как бы хорошо вы ни написали свою повесть, обязательно найдутся читатели, многие тысячи читателей, которые будут искренне полагать, что у вас получилось сущее барахло. И, наконец, надо быть просто реалистом. Как бы хорошо, как бы плохо ни написали вы вашу повесть, всегда обнаружатся миллионы людей, которые останутся к ней совершенно равнодушны, им будет попросту безразлично - написали вы ее или даже не начинали вовсе».

Не боясь ошибиться, можно предположить, что братья Стругацкие оставили после себя куда меньшее число равнодушных, чем, может быть, даже казалось Борису Натановичу в последние годы его жизни.

Смерть последнего из братьев Стругацких не осталась незамеченной – на нее не смогли не откликнутся как почитатели таланта писателей, так и их оппоненты. При этом даже идеологические противники Стругацких, оспаривая их идеи, зачастую по памяти цитируют обширные фрагменты из их книг.

Поэтому, оставаясь реалистами, можно позволить себе оптимизм по поводу того, что наследие братьев Стругацких не будет предано забвению после их физического ухода из жизни.