Posted 26 ноября 2012,, 11:05

Published 26 ноября 2012,, 11:05

Modified 31 марта, 22:19

Updated 31 марта, 22:19

Резня бензопилой-2

26 ноября 2012, 11:05
Новая власть Грузии увлеклась тем же, с чего начинала старая: сажает предшественников. Враги Саакашвили потянулись на родину – менять показания против президента на возвращение отнятых денег и статусов.

Новая власть Грузии увлеклась тем же, с чего начинала старая: сажает предшественников. Враги Саакашвили потянулись на родину - менять показания против «Миши» на возвращение утраченных при нем денег и статусов. Но вряд ли это добавит популярности Бидзине Иванишвили - люди ждут решения социальных проблем.

В Грузии «наводят порядок»: аресты высокопоставленных силовиков и птиц более низкого полета опять стали здесь рутинным делом. Оппозиция в лице бывшей правящей партии президента Михаила Саакашвили «Единое национальное движение» утверждает: премьер Иванишвили, ставший после выборов фактически первым лицом в стране, не желает видеть политических оппонентов на воле, и не в силах пережить, что его власть пока не распространяется на органы местного самоуправления. Соответственно, «на них оказывается давление».

Так, в отставку вынудили уйти сотрудников нескольких провинциальных советов, а теперь «подбираются» к мэру Тбилиси Гиги Угулава: задержан его зам и ближайший соратник, бывший замглавы МВД Шота Хизанишвили. Судить будут и других близких к нему лиц - пока выпущенного под залог в $92 тысячи главу строительной компании NCC Георгия Келбакиани и ее финансового директора. Им инкриминируют легализацию незаконных доходов. Обоим грозит лишение свободы сроком до 12 лет.

Оппозиция утверждает, что от политических гонений Иванишвили перешел к «архитектурным арестам». Потому что ему, помимо близости бизнесмена к оппозиционному мэру, не нравится и возводимое NCC здание театра в исторической части Тбилиси. Спроектировано оно, как и некоторые другие ультрасовременные здания в Грузии, приглашенным лично Саакашвили итальянским архитектором Массимилиано Фуксасом. Недостроенный театр, вроде как, даже собираются рушить: хайтек итальянца не гармонирует с древним городским кварталом.

В ответ на задержание бизнесменов и политиков мэр Угулава рекомендовал Иванишвили задержать его самого. В Тбилиси поговаривают, что дело к этому и идет. К «этому», вероятно, идут и дела с более влиятельными бывшими чиновниками: против них сейчас дают показания бизнесмены и политики, вернувшиеся в Грузию после прихода Иванишвили к власти. В частности, Валерий Гелашвили, который был вынужден покинуть Грузию после того, как у него несколько лет назад отняли бизнес и избили так, что его пришлось срочно оперировать и лечить за рубежом.

Заказчиком физической расправы над ним бизнесмен называет Саакашвили, а причастными к делу - бывших глав МВД и Минобороны Вано Мерабишвили и Ираклия Окруашвили.

Последний, между прочим, тоже вернулся в Грузию и был задержан в аэропорту Тбилиси как разыскиваемый прежними властями. Но для чего вернулся Окруашвили, который спокойно чувствовал себя во Франции, предоставившей ему политическое убежище?

Сам он объясняет свой поступок желанием доказать собственную невиновность, даже если для этого ему придется посидеть некоторое время за решеткой: экс-министр заочно приговорен в Грузии к 11 годам лишения свободы по обвинению в различных преступлениях, включая создание незаконных вооруженных формирований, взяточничество и т.д. Он также не скрыл, что, если новые власти пожелают с ним сотрудничать «по какой-либо теме», он не откажется.

Окруашвили считает, что сейчас в Грузии арестовывают только «исполнителей» (напомним, среди задержанных - бывший глава МВД и Минобороны Ахалая и начальник Объединенного штаба ВС Каландадзе). И – ключевое признание: «В последние годы у меня было две цели - убрать Саакашвили и вернуться домой». Первая цель, сказал он, «частично достигнута», и уже никто не сможет его, Окруашвили, изгнать из Грузии.

Слово «частично» вряд ли произнесено случайно. Вот на что указал агентству «Интерпрессньюс» эксперт Сосо Цинцадзе: Окруашвили является для следствия «золотым свидетелем против Саакашвили». «Основной нагрузкой новых показаний Окруашвили будет активизация компроматов против президента. Легко предположить, что он углубит показания и по делу Бадри Патаркацишвили, тем более, что он и раньше говорил, что Михаил Саакашвили заказал убийство Патаркацишвили», - пояснил Цинцадзе. По его мнению, «Окруашвили может оказаться гораздо более важным свидетелем, чем кто-либо другой, уже давший показания против бывших властей».

А вот отсюда – подробнее. Когда Иванишвили только заявил о своем намерении сместить Саакашвили и прийти к власти, сотрудничать с беглым, враждебно настроенным к президенту экс-министром обороны он отказался. По словам Иванишвили, он ничего не знал о том, что Окруашвили собирается возвращаться, и ему стало известно об этом только по факту прибытия. Однако в правящих кругах «забракованного» премьером экс- силовика обнадеживают.

В частности, министр юстиции Тея Цулукиани заявила, что при Саакашвили его преследовали по политическим мотивам, хотя «это не означает, что он не виновен по тем статьям, которые ему инкриминировали». Один из лидеров правящей партии Виктор Долидзе тоже подтвердил, что Окруашвили, к которому правозащитники, в бытность его на высоких постах, предъявляли массу претензий, - «политически гонимый». Но хорошо, отметил он, что Окруашвили вернулся, и сам может ответить на разные вопросы правового порядка.

Между тем в грузинской прессе появилась информация, по которой возвращение политического «ястреба», сторонника силового решения грузино-осетинского конфликта и автора ставшей крылатой фразы «В России продается все, даже фекалии», было согласовано с властями. Им, как видно, нужна помощь в расследовании причин гибели бывшего премьера Зураба Жвания и ряда других, не менее громких дел. И если Окруашвили подсобит, то есть пойдет на широко практикуемую в Грузии процессуальную сделку, он, несмотря на законность выдвинутых против него обвинений, очень скоро выйдет на свободу.

Здесь стоит привести прямую речь известного адвоката Лии Мухашаврия. В беседе с GHN она сказала: «Окруашвили вернулся в страну так, что власти об этом знали. Возможно, в случае с ним состоится процессуальная сделка – в обмен на показания против высокопоставленных чиновников. Таковыми могут быть премьер-министр Грузии (скорее всего, речь идет о Вано Мерабишвили – прим. ред.) и президент».

И еще одно интересное заявление: «Вероятно, за рубежом он (Окруашвили – прим. ред.) убедился, что за пределами Грузии его цена не высока. Поэтому он пожелал вернуться на родину за ту цену, которую ему предложили».

Но, отмечает эксперт Гиоргий Хухашвили, экс-министр обороны – хоть и интересный свидетель, знающий «анатомию режима Саакашвили», трудно сказать, «насколько весомы его слова, поскольку он при прежней власти неоднократно менял свои показания». И вообще, полагает эксперт, бывший министр должен нести ответственность за действия режима Саакашвили, поскольку стоял у его истоков в качестве генпрокурора, главы Минобороны и т.д., и изрядно «наследил».

«По-моему, - сказал он, - возникает множество вопросов, связанных и со спецоперацией проведенной в свое время в Цхинвали, жертвами которой стали наши солдаты». Но, в любом случае, считает эксперт, Окруашвили является «пугалом для Саакашвили».

До последнего новым властям добраться пока не удается: Иванишвили отказался от идеи импичмента, поскольку, пояснил он, на нее плохо отреагировало международное сообщество. Но зато премьер намерен как можно быстрее урезать полномочия президента, изменив для этого Конституцию Грузии. Словом, не мытьем, так катаньем.

Разумеется, Саакашвили и его команда понимают, что новые власти будут пытаться избавиться от них любым способом, и выстраивают линию защиты. Главный акцент (в первую очередь, для Запада ) делается на политических преследованиях и недемократичности режима Иванишвили. Последний, как видно, предпочитает наступать на грабли прежней власти, то есть увлекается разнокалиберными арестами. И можно предположить, что чрезмерно перегруженные грузинские тюрьмы останутся таковыми, поскольку вакантные места массово освобожденных займут массово арестованные.

Парламент уже составил список лиц, которых он считает политическими заключенными или гонимыми по политическим мотивам. Но, как утверждают некоторые неправительственные организации, список грешит фигурантами, которым на воле, по уголовному определению, делать нечего. На этом фоне Саакашвили, опередив новую власть, помиловал около 500 человек, а новая власть готовит масштабную амнистию, по которой освободят или скосят срок лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления.

Когда Иванишвили спросили, не опасается ли он ухудшения криминогенной обстановки, тот ответил, что население должно отнестись к такой возможности «с пониманием». Собственно, ответ достоин ответов всех его предшественников, которые в последние 22 года убеждали грузин с пониманием отнестись к нищете, к арестам, к безработице, мизерным пенсиям, недоступности здравоохранения, непропорционально высоким ценам, и т.д. Но терпение народа не безгранично, отсюда то внутренние войны, то революции, и далеко не такая демократичная и бархатная смена власти, как это пытаются выдать новые и прежние грузинские «рулевые».

Один из них – Саакашвили – уже дал понять, что новую грузинскую власть может постичь участь вождя французской революции Робеспьера, отсекавшего головы политическим оппонентам, а затем перешедшего на угрозы в адрес членов парламента. «И тогда парламент выступил за то, чтобы казнить самого Робеспьера», - напомнил он.

А пока наплыв в Грузию и бегство из нее чиновников и бизнесменов будет продолжаться. Вероятно, страну ожидает еще много «сюрпризов» в сфере расследования громких дел с оглашением громких имен.

Но ожидать приятных изменений социально-экономического плана, обещанных населению до выборов, вряд ли стоит. Ее апологетам придется удовлетвориться тем, что в Грузии «восстанавливается справедливость» , что прокуратура забита жалобами на прежнюю власть со стороны доверяющих власти новой; что идет «тюремная миграция». Впрочем, ладошки от восторга по этому поводу пока никто не отбивает.

Ирина Джорбенадзе