Posted 29 декабря 2012,, 20:10

Published 29 декабря 2012,, 20:10

Modified 31 марта, 21:44

Updated 31 марта, 21:44

Кадры пошли в дело

29 декабря 2012, 20:10
Для московской мэрии уходящий год изобиловал кадровыми назначениями и смещениями. Все это делалось не торопливо, без особого шума – «с чувством, с толком, с расстановкой».

Для московской мэрии уходящий год изобиловал кадровыми назначениями и смещениями. Все это делалось не торопливо, без особого шума – «с чувством, с толком, с расстановкой».

Самым заметным, вероятно, стало появление у столицы в августе нового главного архитектора. Помимо самого веса этой должности и остроты жилищных и архитектурных проблем, событие это оказалось громким также и в силу персоналий. Уходящий главный архитектор Александр Кузьмин был супер-знаковой фигурой всей постсоветской Москвы, а его преемник всех шокировал своей молодостью, напомнившей о временах Гайдара.

На этом фоне, тихо и незаметно покинул в сентябре свой пост руководитель департамента труда и занятости Олег Нетеребский – его мэр назначил своим советником, а временный местоблюститель департамента Станислав Мельников в октябре был уволен на пенсию. Обрели новых руководителей департаменты семейной политики, территориальных органов исполнительной власти, появился заместитель мэра по безопасности. В связи с расширением Москвы, образован департамент развития новых территорий и два новых округа. Причем, обеими префектурами поставлен руководить один человек – Алексей Челышев, работавший префектом Юго-Западного округа.

Но с префектами вообще происходит то ли «рокировка», то ли «ротация», как лучше назвать. Челышев отбыл на новые территории, а назначенный на его место в апреле Виктор Фуер уже в декабре переместился на Центральный округ. В последнем месяце покинули посты префектов такие знаковые фигуры лужковской эпохи, как Сергей Байдаков (ЦАО) и Владимир Силкин (САО). Из «старых лужковских префектов», по сути, остался один глава Юго-Восточного округа Владимир Зотов.

Кроме префектуры ЮЗАО, дважды поменял руководство ГУП «Мослифт»: в январе его возглавил Андрей Истомин, а в августе уже был уволен по собственному желанию, и на «Мослифт» назначили Евгения Титаренко. И, кстати, если уж говорить об архитектуре, - многие ли заметили в феврале увольнение такого известного человека, как Зураб Церетели? «Бедный богатый скульптор» был ведь советником Людмилы Швецовой, в прошлом году сменившей мэрию на Госдуму.

И просто горохом сыпались начальники рангом пониже. Так, в феврале были уволены разом 18 руководителей ДЕЗов, признанных по аттестации худшими. И весь год тасовались главы районных управ. Причем, здесь выдвинуты новые принципы. В октябре объявлено было, что на должности глав управ назначать будут по конкурсу.

И первый конкурс был проведен: до 5 ноября подавали резюме (принимали «от всех неравнодушных людей», а также приглашали и руководителей компаний, муниципалов). До 23 ноября проходили тестирования и деловые игры. А затем группа финалистов «решала реальные проблемы», и в декабре первые 14 глав управ по конкурсу назначены. Как сообщил сам мэр, «семь из них — карьерные служащие органов исполнительной власти, остальные - представители местного самоуправления и бизнеса». Отныне каждый год их будет меняться по 20 человек. Заодно провозглашено (тоже без лишней громкости), что чиновник высокого ранга не должен засиживаться в одной должности больше семи лет.

Что это за кадровый почерк? Если конкурс – значит, демократизация? Или идет планомерное освобождение от «лужковских кадров»?

«Сергей Собянин старается следовать федеральному курсу – с одной стороны, предполагающему большее развитие конкурсности. По крайней мере, ее обозначение и утверждение на формальном уровне, - заметил корреспонденту «Росбалта» декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. - С другой стороны, стремится действительно оптимизировать управленческую структуру Москвы, потому что после Лужкова ее надо было кардинально перестраивать под нового мэра и его стиль управления».

По мнению Александра Шатилова, «если у Лужкова был скорее популистско-авторитарный стиль руководства, то у Собянина мы видим в большей степени менеджерский стиль, который не предполагает популизма, а в большей степени ориентирован на «теорию малых дел» и завоевание популярности за счет эффективности работы».

«О каких-то радикальных прорывах пока говорить сложно, но в целом, управленческая модель становится более прозрачной, понятной и, наверное, более эффективной, – считает эксперт. - При этом эффективность далеко не всегда равна популярности. Лужков снискал лавры очень популярного политика. Тогда как кропотливая и тихая работа Собянина принесла ему пока репутацию крепкого администратора. Он пока не является политической фигурой с точки зрения жителей столицы».

Ну, «политической-то фигурой» мэру быть не так уж обязательно. «Конечно, Собянин старается своих людей расставить на ключевые посты, заменив людей Лужкова, которые выдвигались прежде всего из строительной сферы, - отметил Шатилов. - В целом же, пока, мне кажется, Собянин не является сторонником тотальной зачистки лужковских кадров. Проводить масштабные чистки тоже, наверное, нецелесообразно с точки зрения обеспечения стабильности в управлении городским хозяйством. Там часть осталась лужковских префектов, но они потихонечку уходят. Причем, хотя это и бывает со скандалом – но, как правило, уходят тихо».

«Опять же, при Лужкове было несколько поколений руководителей, - добавил собеседник агентства. - Самым «лужковским» из них был Александр Музыкантский – потом сменилось несколько префектов ЦАО, но ни один из них не был так авторитетен, как он. Прошло несколько «волн отставок и назначений» на префектурах. И четко обозначать оставшихся людей как лужковских – тоже, по-моему, не совсем верно. Начинали карьеру при Лужкове – заканчивать будут при Собянине».

По поводу «рокировки», Александр Шатилов заметил следующее: «Рокировка – тоже следование федеральному принципу борьбы с коррупцией – причем, превентивной борьбы. Чиновник, который сидит на одной должности долгое время, конечно, обрастает горизонтальным связями. Префект – должность коррупционноемкая. Он начинает злоупотреблять служебным положением – и возникает потребность его перевести, либо по горизонтали, либо по вертикали. Примерно то же самое было в советский период, когда тоже старались чиновников периодически тасовать. Тогда чаще всего переводили с повышением – скажем, с партийной работы на хозяйственную, и наоборот. Не давали засидеться. Лужков в этом плане, наоборот старался рассаживать повсюду своих «вотчинников», давать им на кормление определенные должности – ну, и, обязанные ему люди были очень жестко замкнуты на Юрия Михайловича».

Не вполне согласен с коллегой генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. Он напомнил корреспонденту «Росбалта», что «необходимые для работы связи и необходимые для коррупции связи – это одно и то же». «Человек начинает эффективно работать и получает возможности для коррупции в одну и ту же минуту», - считает эксперт. Впрочем, географически префектов перемещают недалеко.

«В принципе, все, что вы назвали – это попытка перенести последнее слово науки в область кадровой политики. Конкурс, ротации – и две-три основных идеи, которые в разных смесях и предлагаются. Но для того, чтобы это все эффективно работало, нужно, чтобы Сергей Семенович оставался на посту очень долго. Все эти предложения не то, чтобы плохи – они хороши, нужны. Но, только если они решаются в комплексе – а есть ли у Собянина ресурс и время для комплексного решения?», - спрашивает эксперт.

В качестве примера неэффективной реорганизации последнего времени Журавлев приводит «реорганизацию МВД РФ, к которой Собянин был совершенно непричастен». «Вот, у нас огромное МВД, где точно по книжке все делалось – и хоть кто-нибудь заметил результат?» - спросил собеседник агентства.

Что же можно в таком случае рекомендовать? По мнению Журавлева, главное, к чему надо стремиться – «Общая система, в которой главным является не ротация, а ответственность». «Нужно очень четко привязать работу к персональной ответственности, - подчеркнул эксперт. - Отдается приказ человеку - и этот человек должен отвечать за его результат. Конкретный чиновник Вася – дороги должно быть хорошими – дороги плохие – чиновник Вася уволен»

«К этому, собственно, Сергей Семенович и тянется, - отметил Дмитрий Журавлев. - Если посмотреть, как он работает, то в потенциале к этому идет. Но это очень непросто сделать».

Леонид Смирнов