Posted 29 декабря 2012,, 20:15

Published 29 декабря 2012,, 20:15

Modified 31 марта, 21:44

Updated 31 марта, 21:44

Третий - надолго?

29 декабря 2012, 20:15
В 2012 году Московская область дважды поменяла губернатора. В мае относительного долгожителя Бориса Громова сменил Сергей Шойгу, а через полгода на его место пришел «молодой гражданский» Андрей Воробьев.

В 2012 году Московская область дважды поменяла губернатора. В мае относительного долгожителя Бориса Громова сменил Сергей Шойгу, а через полгода на место Шойгу, так неожиданно призванного в министры обороны, пришел «молодой гражданский» Андрей Воробьев.

Все это, естественно, интригует. Но, может быть, не так уж безумно. Ибо проблемы у Подмосковья, в отличие от губернаторов, старые – и тяжелые до неподъемности. А с другой стороны, прослеживаются, опять-таки, тенденции к решению данных проблем. В перспективе.

«Положение в Московской области намного лучше, чем во многих других регионах. Это все-таки столичная область. Как бы мы к ней ни относились, но половина населения региона работает в Москве, и финансовое московское благополучие на ней хотя бы так сказывается», - напомнил корреспонденту «Росбалта» генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

«С другой стороны, - отмечает эксперт, - это же создает самую страшную проблему области – транспортную. Если транспортная система города была не готова к такому резкому скачку числа автомобилей, то система области не готова к этому в принципе. Из одной Балашихи каждый день выезжает до 100 тыс. человек. А таких городов вокруг Москвы очень много».

«Естественно, речь идет о ближнем Подмосковье – оговаривается собеседник агентства. - Волоколамск, в принципе, живет по той же логике, что и Смоленск. А вот Балашиха или Химки – это уже «очень большая Москва», хотя в правовом отношении они относятся к области».

Заглядывая чуть в историю, Журавлев напомнил, что вплоть до 1954 года Москва и Московская область имели довольно странную систему управления: горком и обком существовали отдельно – а возглавлял их один и тот же человек: первый секретарь МК и МГК КПСС. Последним, кто занимал эту должность, был Никита Хрущев. После него – уже разделили. Сегодня же «перерастание области в Москву» происходит как путем территориального передела на высшем государственном уровне – так и явочным, бытовым порядком на уровне низовом.

Следующая тема – соотношение прав собственности, налогов и т.д. «Вдоль МКАД идет постоянное выяснение, что кому принадлежит. Правда, это в меньшей степени касается людей, в большей – властей, - отметил Журавлев. - Третья проблема: по области растеклись гастарбайтеры. Многие из них переехали в Подмосковье. Там поспокойней - для них. Таких возможностей для контроля там нет – у московского управления ФМС куда больше материальных ресурсов. Да, среди миллионов людей тоже вроде как легче затеряться. Но в область они гораздо более компактно стекаются, что создает больше социальных проблем на местах».

По концепции Дмитрия Журавлева, Московская область, являясь преддверьем столицы, получает почти все столичные плюсы и почти все минусы. «Почти» - потому что областная регистрация все-таки не столичная. И хотя «делиться плюсами у Москвы нет стимула», - зато «в условиях рынка этот дележ сам по себе происходит».

«Улучшение отношений, бесспорно, будет, - считает Журавлев, говоря об отношениях города и области. - Даже еще не Воробьев, а Шойгу – «фигура федеральная», как и Собянин. Воробьеву придется отвечать за область, хотя бы исходя из того, что ему придется рано или поздно вернуться на федеральный уровень. Сергей Семенович тоже, в общем-то, не скрывает своих федеральных устремлений. Поэтому обоим придется жить не так, как глубоко провинциальному губернатору, для которого за границей его области жизнь заканчивается. Конечно, у Москвы и области всегда есть повод для конфликта, потому что разграничение очень формальное. Аэропорт – это Москва или область? Но если ты начинаешь разрывать, у тебя хиреют обе стороны. И «федеральные люди» понимают, что пройдет 5-10 лет – и они сами с другого уровня будут решать те же проблемы, которые сейчас сами себе могут создать. Процесс переговоров шел еще при предыдущих руководителях – просто сейчас больше шансов достичь результатов, чем при Лужкове и «товарище генерале Громове».

Один специфический момент – на фоне нового и молодого губернатора ярче высветился тот факт, что в Подмосковье масса старых руководителей на уровне мэров городов и глав районов – иные из них занимают свои должности со времен, если уж не советских, то почти. Как будут складываться эти властные отношения?

«Развилку я предвижу следующую, - рассказал корреспонденту «Росбалта» независимый политолог Дмитрий Орешкин. - У Воробьева, поскольку он молодой человек и понимает необходимость перемен, наверняка в голове идея, как бы местных начальников поменять. Если Воробьев решится до своих губернаторских выборов успеть поменять мэров, чтобы провести выборы с помощью новых - то омоложение пройдет быстро. Я думаю, он не решится – слишком мало времени. Если же нет – омоложение все равно произойдет после его победы на выборах, выигрывать которые, ему, впрочем, будет труднее».

«И вот здесь серьезная стратегическая коллизия: как он сейчас будет решать с городскими руководителями? – подчеркнул эксперт. - Ведь Московская область – очень сильно урбанизированная территория, от мэров многое зависит. Ну, хорошо, мэр Химок, наверное, в его команде, и они договорятся. А с другими крупными городами областными – не факт».

Поменять подмосковных мэров – задача очень трудная, напомнил собеседник агентства. «Они опираются на закон о независимости органов местного самоуправления от государственной системы власти. Они не подчиняются губернатору, - подчеркнул Орешкин. - Для того, чтобы снять мэра, надо на него надеть ошейник стальной и закручивать, чтобы он потерял популярность, или, допустим, нарыть крупный компромат. Это тяжелая работа, индивидуальная, с каждым по отдельности. Напустить прокуроров, Следственный комитет – как, собственно говоря, это и с Лужковым было».

Однако положение самих мэров – на самом деле, тоже не завидное. Они наверняка хотят остаться и дальше на своих постах и сделаться совсем уже долгожителями. Встает перед каждым из них вопрос: помогать Воробьеву с выборами или нет? Кто становится к губернатору в оппозицию – дает уж слишком много поводов навлечь на себя все возможные кары (каковых в нашем государстве очень много). Но ведь и помогая тому же молодому губернатору, местные великовозрастные начальники все равно приближают свою отставку, и это тоже достаточно очевидно.

«Я думаю, до выборов он не успеет, - осторожно предполагает Дмитрий Орешкин. - А тогда есть смысл делать вид, что он их любит и оставит, будет холить и лелеять. Пока».

На фоне этих политических интриг, совсем уже удручающе выглядит нерешабельный автотранспортный вопрос – как «легковой», так и «грузовой». Чудовищные заторы грузовиков на трассе Москва – Санкт-Петербург, будь она трижды федеральная, в очередной раз обнажают остроту проблемы. Возможно ли, наконец, «снять с Москвы грузовой транзит», как это обещают власти все последние годы?

«Это надо было решать 50 лет назад, – подчеркнул Орешкин. – Наследство неправильного, извращенного развития, высасывания ресурсов. Мы все захватывали новые территории, а интенсифицировать старые забывали. Это безумие, когда страна занимает пятое место в мире по экономике, а между двумя мегаполисами нет приличной дороги. За Тверью – латаное двухполосное шоссе. Но если дороги, которые ведут в Москву – еще хотя бы туда-сюда, то «побочные» совсем уж примитивные. В Подмосковье даже по «второй бетонке» трудно проехать: она узкая, железнодорожных переездов с очередями очень много. И в результате все «прутся» на МКАД».

«Решается проблема просто: строится хотя бы пятиполосная дорога в обе стороны. И по бокам – гостиницы, заправки, парковки, кемпинги. Вся эта зона приносит рабочие места, деньги, - резюмировал эксперт. – Только, опять же, это вопрос лет на 10-20».

Дмитрий Журавлев по данному вопросу добавил, что стоило бы максимально продолжать развивать грузовой железнодорожный транспорт, хотя все последние годы идет обратная тенденция. Между тем, как раз заторы на питерской трассе побудили уже дольно многих экспертов пересмотреть сложившееся отношение к железной дороге и критически взглянуть на супер-скоростные «Сапсаны», вытесняющие с путей товарняки и электрички.

Леонид Смирнов