Posted 14 января 2013,, 14:08

Published 14 января 2013,, 14:08

Modified 31 марта, 21:35

Updated 31 марта, 21:35

Князь Карел рвется на Град

14 января 2013, 14:08
Президентские выборы в Чехии дали неожиданный результат: во второй тур вместе с Милошем Земаном вышел не экс-премьер Ян Фишер, как дружно прогнозировали политологи, а министр иностранных дел князь Карел Шварценберг.

Первый тур президентских выборов в Чехии дал неожиданный результат: второе место занял не экс-премьер Ян Фишер, как дружно прогнозировали политологи, а министр иностранных дел князь Карел Шварценберг. Наследнику знаменитой дворянской фамилии удалось пробиться во второй тур благодаря наиболее эффективно проведенной предвыборной кампании.

Теперь либералу Шварценбергу предстоит через две недели соревноваться с фаворитом – бывшим главой правительства Милошем Земаном, которого в чешской прессе и блогах называют и «агентом русских нефтяников», и «подозрительным русофилом».

Первые в истории Чехии всенародные президентские выборы (ранее главу государства назначал парламент) принесли сенсацию уже в первом туре. Лидер избирательного объединения TOP 09, глава чешской дипломатии, наследник старинного дворянского рода и один из богатейших людей страны Карел Шварценберг опередил экс-премьера Яна Фишера. Все предвыборные опросы сулили первое место также бывшему главе правительства Милошу Земану (и он его занял). Результат Шварценберга колебался между третьим и четвертым местом. Однако чехи подтвердили, во-первых, что электоральная социология в наше время переживает не лучшие времена, а во-вторых, что чехи, со свойственным им скептицизмом, в соцопросы не слишком верят.

Результат налицо – второе место Шварценберга. В целом ряде регионов он даже опередил Милоша Земана. Конечно, можно спекулировать на том, что глава чешского МИДа сумел сыграть на том, что между первым и вторым днями голосования (выбирали президента чехи в пятницу и в субботу) попал в небольшую случайную аварию и якобы смог этим как-то повысить свою популярность.

Но в реальности слагаемых успеха у Шварценберга два. Первый это безальтернативность пары Фишер-Земан. При том, что оба вызывали в обществе заметное раздражение. Против Земана, в частности, активно агитировала практически все чешские СМИ и даже их словацкие коллеги. С последними после первого тура он и вовсе пообещал больше не общаться из-за нелестных сравнений, которые допускали журналисты из Братиславы.

Правда, неприязнь эта старая и взаимная – Земан и в период своего премьерства не стеснялся открыто бранить пишущую братию и рассказывать, что лучший способ взаимодействия с ней – это вовсе не разговаривать.

Что касается Яна Фишера, то он воплотил в себе главные черты технократа: еврей по национальности, без ярких харизматичных черт, демонстрирующий, с одной стороны, уверенность в своих действиях, а с другой – безграмотность в вопросах, не имеющих для него практического значения. Не удивительно, что дебаты им были провалены.

Однако не только слабость Фишера как кандидата в президенты вывела Шварценберга во второй тур. Важнее была активная и креативная избирательная кампания. В отличие от большинства конкурентов, «выезжавших» на репутации, команда князя постаралась охватить максимально широкую аудиторию, сделав особый упор на группах населения, которые, вроде бы, автоматически должны были отойти мелким альтернативным кандидатам. Вроде, например, ставшего знаменитым во всем мире татуированного с ног до головы «Аватара» - Владимира Франца, композитора и профессора музыки.

Рейтинг Франца доходил, по некоторым опросам, аж до 11%, большинство аналитиков уверяли, что именно за него проголосует молодежь, которая в Чехии, как и в России, традиционно не активно посещает избирательные участки.

Однако Шварценберг провел яркую предвыборную рекламную кампанию. Значки и билборды, на которых он на кислотно-желтом фоне изображен с малиновым «ирокезом» на голове, поддержка со стороны не только таких «патриархов» как, например, режиссеры Милош Форман и Иржи Менцель, но и представителей чешского андеграунда, позволила князю «перехватить» часть молодежи, а также «вечно молодых» детей 1989 года, по-прежнему являющихся, в значительной мере, любителями «контркультурных» явлений.

На фоне скучного Фишера и очень «советского» по своей стилистике Земана, министр иностранных дел в своем вечном галстуке-бабочке, заметно выделялся со своими зачастую резкими, иногда откровенно правозащитными высказываниями. И вышел во второй тур. Теперь за него агитирует практически вся интеллектуальная элита Чехии, которая не поддерживает Милоша Земана.

Тем не менее было бы поспешным утверждать, что Шварценберг победит во втором туре, поскольку якобы и дальше будет только «набирать» проценты. Как бы кому ни хотелось, но за Земаном поддержка той части общества, которая устала от диктата либерал-консерваторов. Его также может поддержать и коммунистический электорат, который составляет около 17% избирателей.

Вопрос только в том, как теперь Земан и Шварценберг себя «поставят» перед чешским народом. Как показал первый тур, дебаты играют в Чехии достаточно серьезную роль. И личная встреча этих двух людей один на один может решить, кто станет президентом Чехии на ближайшие годы.

Ждать осталось недолго - до 25-26 января, когда пройдет второй тур голосования.

В России тоже будет активно следить за исходом этой схватки. Но не потому, что за Земаном, как сообщают некоторые чешские СМИ, стоит российский нефтяной капитал, а потому, что яркие выборы, с такими необычными кандидатами, как «Аватар» и самый настоящий князь, заинтриговали россиян и попали в эфир всех центральных телеканалов.

Иван Преображенский