Posted 15 февраля 2013,, 08:32

Published 15 февраля 2013,, 08:32

Modified 31 марта, 20:53

Updated 31 марта, 20:53

Судьи подправили Госдуму (фото)

15 февраля 2013, 08:32
Жесткий закон «О митингах», принятый российским парламентом после массовых уличных выступлений оппозиции, неожиданно попытался смягчить Конституционный суд. Получилось, однако, неубедительно.

Жесткий закон «О митингах», принятый российским парламентом после массовых уличных выступлений оппозиции, неожиданно попытался смягчить Конституционный суд. Получилось неубедительно.

Жалобу на закон в Конституционный суд (КС) подал известный оппозиционный деятель Эдуард Лимонов. Всего у него нашлось 11 претензий к документу, принятому депутатми. Из них КС частично удовлетворил три.

Однако, обосновывая даже такую незначительную правку, КС выдал текст объемом свыше ста страниц. Его два часа читал сначала председатель КС Валерий Зорькин, затем его коллега, судья Сергей Маврин, затем судья Ольга Хохрякова. Финальную часть текст доверили оглашать снова председателю.

Репортер «Росбалта» внимательно слушал текст решения все эти пять часов и был поражен некоторыми смелыми пассажами конституционных судей.

«Право граждан на свободу мирных митингов и демонстраций не может быть ничем и никем ограничено», - отважно заявлял председатель КС. «Административные штрафы за нарушения на митингах, сопоставимые по размерам со штрафами уголовного права, создают избыточное давление на граждан, нарушают их имущественные права», - бросал в лицо репортерам крамольные речи судья Сергей Маврин.

«Наказание в виде обязательных исправительных работ за одно лишь формальное нарушение законодательства о публичных мероприятиях может быть расценено как средство подавления инакомыслия», - заявляла с трибуны судья Ольга Хохрякова.

И это лишь жалкая часть воистину революционных текстов, которые обычно репортеру «Росбалта» доводилось слышать лишь на митингах и демонстрациях.

Громче всего эти фразы произносят каждое 31- е число на митингах в защиту 31-й статьи Конституции, гарантирующей свободу собраний гражданам России. Сразу после произнесения этих фраз участников задерживает ОМОН и отвозит в полицейские участки, где по новому закону о митингах активистов штрафуют на десятки тысяч рублей.

И вот теперь высший суд страны не только признал закон «О митингах» излишне репрессивным, но и попытался исправить эту ситуацию.

Судьи призвали депутатов пересмотреть свое решение и снизить минимальный порог штрафов, которыми наказывают участников несанкционированных акций. Размер этих штрафов, судя по судебной практике в Петербурге, в среднем составлял 20 тысяч рублей. При этом верхняя планка штрафов КС не смутила и осталась максимальной – 300 тысяч рублей для частных лиц и 600 тысяч – для должностных.

Еще одна важная новация – исключение безусловной гражданской ответственности организатора публичного мероприятия за действия участников, если они не могли их контролировать. Впрочем, во-первых, люди в любом правовом государстве и не должны нести ответственность за действия других людей, а во-вторых, ровно за то, но в уголовном порядке организаторов все равно судят – по делу о событиях 6 мая на Болотной площади в Москве проходят не только непосредственные участники столкновений, но и организаторы.

Поправили судьи и практику согласования места и маршрута публичного мероприятия с властями. По мнению КС, власть не должна чинить препятствия гражданам и конструктивно сотрудничать с организаторами. Что касается так называемых «гайд-парков», то суд даже определил, что они должны быть созданы в каждом городском округе и районе.

Вообще, большая часть постановления суда касалась неверных трактовок нового закона судами на местах. По мнению КС, судьи в регионах находят репрессивные механизмы в законе, хотя в действительности, по смыслу закона, их там нет. Например, на местах запрещают агитацию за акцию, еще не получившую документального разрешения от властей, хотя подобная агитация никак не может быть ограничена.

Тем не менее, даже КС не настаивает на пересмотре уже вынесенных в регионах решений. Так, в разговоре с репортером «Росбалта» судья КС Сергей Князев сообщил, что если граждане уже оплатили штраф, пусть и непропорционально большой, то отменить это решение будет невозможно. А вот если решение суда еще не исполнено, то вполне можно требовать снижения суммы.

Адвокат Лимонова Глеб Лаврентьев остался в недоумении по поводу решения КС.

«Моего подзащитного Эдуарда Лимонова дважды наказывали за одно и то же нарушение, а затем лишали его конституционного права участвовать в публичном мероприятии. КС заметил, что это неправомерно, но не нашел механизма для исправления этой ситуации. Вообще я вижу в этом решении КС только косметические правки – репрессивная сущность нового законодательства осталась неизменной», - заявил Глеб Лаврентьев «Росбалту».

Предполагается, что Государственная дума учтет требования Конституционного суда и поменяет законодательство в течение ближайших шести месяцев. А как будут учтены пожелания суда в смысле исправления репрессивных перекосов законодательства, на практике мы увидим уже 31 марта, когда полиция традиционно будет разгонять участников митингов в защиту свободы собраний.

Видео из зала Конституционного суда можно посмотреть здесь.

Евгений Зубарев