Posted 21 февраля 2013,, 15:13

Published 21 февраля 2013,, 15:13

Modified 31 марта, 20:44

Updated 31 марта, 20:44

"Люди будут глупыми, если мы заберем у них достойное кино"

21 февраля 2013, 15:13
Ушел из жизни режиссер, художник мирового масштаба и просто очень любимый петербуржцами человек — Алексей Юрьевич Герман. Сегодня «Росбалт» публикует одно из его интервью.

Ушел из жизни режиссер, художник мирового масштаба и просто очень дорогой, любимый петербуржцами человек — Алексей Юрьевич Герман. Петербургский журналист Михаил Садчиков не раз общался с мастером, и сегодня «Росбалт» публикует одно из интервью.

- Алексей Юрьевич, правда, что фильм «Трудно быть богом» давно снят, готов, но выход затягивается из-за неожиданных проблем с озвучанием?

- Сейчас система озвучания построена так, что можно озвучить только одного человека. А у меня в каждом кадре 18 (!) как минимум, а то и больше людей. Вы представляете, мне надо всех озвучить, постараться сделать это хорошо, чтобы не погубить изображение. Да еще постараться озвучить героев, точно «попадая», потому что у меня снимались в основном не профессиональные актеры, а типажи, которых нередко приводили просто с улицы. Они сняться-то смогли, я их как-то убедил, а уже озвучить сами себя не могут.

Но если их озвучить профессиональными артистами, то получится плохо. Мы пробовали, получилось совсем плохо. Значит, мне надо найти таких типажей, которые будут этих типажей озвучивать, а это не так-то просто. Снимая типажей, я даже не представлял себе, что их будет так трудно озвучивать, думал: «Ай, как-нибудь!» Оказалось, это дико сложно, чтобы они разговаривали ну хоть сколько-нибудь народным языком…

Да и все время какие-то обстоятельства вмешиваются. Я не вылезаю из больницы. Поэтому все жутко тянется. Я сам в отчаянии. Но, с другой стороны, я не первый, не единственный такой. Кубрик снимал по 10-12 лет, Коппола до сих пор своего «Крестного отца» монтирует и, как появляются деньги, доснимает то, что у него выбросил продюсер. Под старость неохота плюнуть, уходя.

- По ходу съемок фильм менял название. Леонид Ярмольник, сыгравший главную роль, говорил, что это он убедил вас отказаться от названия «Хроника арканарской резни»… В окончательном варианте фильм все-таки останется - «Трудно быть богом»?

- Трудно сказать, какое название лучше. Но, действительно, это Ярмольник убедил меня оставить «Трудно быть богом». Это очень уж известное название в мире. Какие-то люди, может быть, из-за этого пойдут. Творчество братьев Стругацких даже в нынешнее время знают во всем мире.

- Пока ваш фильм не вышел, на фестивале «Послание к человеку» 2012 года был показан документальный фильм швейцарца Антуана Каттины о том, как Герман снимает «Трудно быть богом»… Это ваших рук дело?

- Действительно, однажды на съемочной площадке появился у нас швейцарец, такой улыбчивый, с лицом афериста. Я сказал ему: «Только, пожалуйста, не снимай скандалы!» Знаете, на съемках всегда ведь скандалят, посылают друг друга… Давай на чем-нибудь другом строй свой фильм! Он ответил: «О чем вы говорите, как же можно!..» Но, насколько я понимаю, снял одни скандалы… Ну, дай ему Бог здоровья, он молодой, полный сил. Хотя наш фильм отнял у него немало сил и денег, потому что Антуан то и дело летал к нам из Швейцарии, чтобы снять очередной скандал, словно кожей чувствуя его приближение… Но я рад, что фильм все-таки сделал и привез свой «Плейбэк» на наш замечательный фестиваль. Посмотрев фильм, я, честно говоря, ничего не понял, но улыбался изрядно. И это уже хорошо, потому что нет ничего унылей, чем художник, который всерьез к себе относится.

- Вы были одним из тех, кто спас «Ленфильм» от того, чтобы его на разрезали на отдельные территории и застроили бизнес-центрами – вы спасли любимую студию своим творчеством, своим авторитетом, своей активностью… Но после этого студию передали в руки московского варяга Федора Бондарчука. Почему в этом случае вы не протестовали?

- Я слышал такое не раз: нам не нужны варяги, давайте нашего! Но ведь с «нашими» ничего не получалось в последние десять лет. В итоге мы оказались просто в дерьме, и далеко не каждый согласится в эту историю включиться. И если Бондарчук согласится, то ему предстоит непростая работа. И вообще нужно ведь разобраться: куда предыдущие лидеры деньги дели? Там же миллиарды. Знаете, меня предупредил один очень толковый финансист: «У вас будет дружба, пока не начнут переводить деньги! А как только они потекут, вы покатитесь все, как коты…» Так оно и случилось. Каждый рвался получить доступ к этим деньгам…

И все-таки у меня действительно есть такое ощущение, что тучи рассеиваются. Но у нас в стране всякое может быть. Вдруг – раз! – и ничего уже не рассеивается…

- В свое время вы уехали из Ленинграда в Москву. Почему же вернулись?

- Потому что помудрел, поняв, что правильнее жить здесь. Я все оставил, все продал и вернулся сюда, чтобы жить и работать здесь, чтобы постараться сделать что-то достойное не только для себя и своей семьи, а еще и для своего города.

- В надежде сделать что-то для города вы «ввязались» в бой, став в 2011 году президентом Санкт-Петербургского кинофорума. Многие тогда недоумевали, зачем вы это сделали?

- Почему вдруг я стал этим новым делом заниматься? Все дело в том, что в Ленинграде много чего впервые произошло… Я знаю мало европейских городов, где кто-то ткнул бы сапогом: «Здесь будет город заложен», и вырос бы не уродец, а прекрасный град. Так, может быть, и сейчас мы все вместе «ткнем», и поднимется на брегах Невы прекрасный кинофестиваль… Пусть это случится не сразу, сразу такого не может произойти. Кроме того, мы погрузились в мир жестокой конкуренции, где могут проигнорировать наш кинофорум, устроить негласный бойкот, просто заплатить, чтобы к нам не приехали. И это не пустые слова, я достаточно хорошо за полвека узнал наш кинематограф, все его айсберги и подводные течения... И поэтому я буду ходить в смокинге, кланяться, приветствовать, всячески стараться сделать хороший, честный фестиваль, понимая, что больше от меня ничего не зависит. Ну не могут в самом красивом городе на земле ходить глупыми люди, а это неизбежно, если мы заберем у них достойное кино.

- Но на следующий год у вас «отняли» кинофорум, заменив вашу модель на совсем другую…

- Не хочу никого ругать, но это был уже не наш праздник. Мне нравилась наша модель, которую мы придумали с Александром Николаевичем Сокуровым. Но к нам не прислушались.

- Немало вопросов возникло и после того, как вы пригласили дорогостоящего Бандераса… Зачем нам такие голливудские звезды?

- Насчет Бандераса, так все очень просто: он – хороший артист, я бы хотел, чтобы к нам приезжали хорошие артисты. А нынешние, для того чтобы сняться на крупном плане, делают себе вот так (закрывает пол-лица рукой – прим. авт.), потому что сами понимают, что у них глаза пустые. Они настолько мельтешат, что и сыграть-то мало чего могут. Остался Дастин Хоффман, осталось прекрасное кино Питера Богдановича, еще какие-то картины. А эти суперзвезды… Мне они не очень интересны. Хотелось бы, чтобы к нам приезжали не просто звезды, а большие артисты.

- Правда, что Никита Михалков предложил вам помириться, а вы отказались?

- Он ко мне подошел, сказал: «Давай помиримся!» Нас, говорит, всего двое. Что уже смешно… Я говорю: «Ну, а Сокуров?» - «Ну ладно, трое». Я тогда сказал: я тебя трогать не буду, ты же начал. Я его и не трогаю. Хотя фигура для меня сама себя уничтожающая. Он талантливый человек, Михалков, но просто сейчас он в состоянии творческого кризиса.

Беседовал Михаил Садчиков