Posted 25 февраля 2013,, 10:47

Published 25 февраля 2013,, 10:47

Modified 31 марта, 20:40

Updated 31 марта, 20:40

Оскар-2013: снимок эпохи

25 февраля 2013, 10:47
За мишурой 85-й церемонии вручения премии можно было усмотреть серьезный кризис веры в человека и человечество на фоне попыток воскресить и переформатировать давно обветшавшие патриотические архетипы.

Сегодня утром (в Калифорнии было еще воскресенье) в Лос-Анджелесе, во дворце «Долби», прошла 85-я церемония вручения премии «Оскар».

По традиции, самой церемонии предшествовал «парад звезд» на красной дорожке, когда в течение нескольких часов главный вопрос – «Кто это?» - касался еще не номинантов конкурса, а дизайнеров вечерних платьев. Ценителям новейших веяний моды, возможно, интересно будет узнать, что в этом году на дорожке преобладали кремовые и пастельные оттенки и простые силуэты, подчеркивающие фигуру (независимо от качества ее очертаний).

Ведущим юбилейной церемонии стал аниматор Сет Макфарлейн, прославившийся благодаря созданию телесериалов «Гриффины» и «Американский папаша!». Многие с опаской относились к кандидатуре Макфарлейна, памятуя его своеобразный и довольно жесткий юмор. Однако ничего особенного по сравнению с тем, что обычно произносят его мульт-персонажи, из уст ведущего зрители так и не услышали. Максимум остроты был достигнут в начале шоу, когда прозвучала песня «Wesawyourboobs!» («Мы видели ваши сиськи!») в исполнении хора гомосексуалов, которым дирижировал Сет. Однако оставшиеся 5 часов церемонии прошли в спокойном, тихом и даже весьма унылом темпе.

Кульминацией действа, конечно, было оглашение лауреатов премии Киноакадемии. Здесь все прошло без эксцессов. Возможно, проникнувшись медлительным духом церемонии, победители не спешили отпускать шутки и фонтанировать эмоциями со сцены в своих благодарственных речах.

Оглашение лауреатов началось с номинации «Лучшая мужская роль второго плана». Как указали многие зрители и ведущие, все номинанты в этом году отметились сединами и бородами (в итоге даже появилось ироничное обобщение – «умудренное лицо роли второго плана»). Оскар получил Кристоф Вальц за роль доктора Кинга Шульца в фильме «Джанго освобожденный». Работа с Квентином Тарантино принесла Вальцу уже вторую награду именно в этой номинации (в 2009 актер получил статуэтку за роль штандартенфюрера Ганса Ланда в фильме «Бесславные ублюдки»).

Далее были объявлены победители в «рисованных» категориях. Оба Оскара за лучший короткометражный, а также лучший полнометражный анимационные фильмы уже по традиции получили режиссеры Диснея, авторы умильных «Бумажного романа» и «Храброй сердцем» соответственно.

Победителем в номинации "Лучшие визуальные эффекты" стал фильм «Жизнь Пи», что кажется вполне оправданным – нарисованный тигр в бушующем океане, переведенный в 3D-формат, действительно выглядит потрясающе. Хотя, на мой взгляд, изюминка этого фильма все же – не яркие видеоэффекты, а мрачная философская тема каннибализма как «метафизики» выживания…

Забавно было наблюдать, как в течение следующего часа на сцену поднималась череда длинноволосых блондинов: лучшим оператором стал Клаудио Миранда («Жизнь Пи»), Пол Н. Дж. Оттоссон («Цель номер один») получил статуэтку за лучший звуковой монтаж на пару с Пер Холлберг и Карен Бэйкер Лэндерс («007: Координаты "Скайфолл»), а Адель забрала Оскара за лучшую песню к фильму также про агента 007.

И уж если говорить о внешности, то среди номинаций, конечно, есть категория "Лучший грим и прически" – здесь успеха добились «Отверженные» благодаря работе Лизы Уэсткотт и Джули Дартнелл.

Награда за лучший дизайн костюмов досталась художнице Жаклин Дюрран за фильм «Анна Каренина». Так что, хотя и весьма косвенный, но момент «русского присутствия» на конкурсе все же был (можно считать, что еще одним «приветом из России» стал вновь испеченный российский гражданин Жерар Депардье, сыгравший в упомянутом фильме «Жизнь Пи» роль судового кока-людоеда).

Однако на этом победы работы режиссера «Анны Карениной» Джо Райта закончились. Например, в номинации "Лучшая работа художника-постановщика" роковую петербургскую барышню обошел американский президент – награду получил «Линкольн» Стивена Спилберга.

Но, очевидно, Академия решила, что Спилбергу будет достаточно и просто рекордного количества номинаций (в сумме их было 12), поэтому статуэтками были отмечены только две из них. За Риком Картером и Джимом Эриксоном (постановщиком и декоратором «Линкольна») на сцену поднялся только Дэниел Дэй-Льюис, получивший награду за лучшую мужскую роль (третьего Оскара в своей карьере).

В победе Дэй-Льюиса не сомневался практически никто – его Линкольн оказался «будто сошедшим с постамента» в мемориальном комплексе в Вашингтоне. Да и «непатриотично» было бы, наверное, отдавать награду кому-то еще, когда среди претендентов присутствует национальный герой США.

Победительницей среди женщин стала Дженнифер Лоуренс, исполнившая главную роль в фильме «Мой парень – псих». Оскара за лучшую женскую роль второго плана забрала голосистая Энн Хэтэуэй за фильм «Отверженные», пожелав, чтобы беды ее героини Фантины оставались только строчками в романе Виктора Гюго.

Среди победителей других основных категорий стоит отметить Михаэля Ханеке, снявшего фильм «Любовь». Картина не оставила равнодушными жюри Каннского фестиваля и французской кинопремии «Сезар», а теперь Ханеке покорил и Америку. Его лента была признана лучшим фильмом на иностранном языке, и многие кинокритики говорили о том, что участие в этой номинации других авторов – чистая формальность, будто для поддержания конкурсного регламента.

Также нужно упомянуть лауреатов премии за лучший адаптированный и лучший оригинальный сценарии. В первой категории статуэтку забрал Крис Террио за фильм «Операция "Арго», второго же Оскара из рук Шарлиз Терон и Дастина Хоффмана получил Квентин Тарантино за своего эпатажного «Джанго освобожденного». И здесь, в общем-то, не произошло ничего неожиданного. Потому что и основанная на реальных событиях история «Операции "Арго» о спасении американских дипломатов из заключения в Тегеране, и вольная фантазия на тему рабства во времена Гражданской войны в Америке восхитили и захватили многих кинозрителей, породив фонтан положительных отзывов в медийном пространстве (и не только в нем).

Лучшим режиссером в этом году стал Энг Ли, экранизировавший роман Янна Мартела «Жизнь Пи». Что ж, фильм постигла та же участь, что и его литературный первоисточник. Как и роман Мартела, переживший множество отказов от издательств перед тем, как стать бестселлером, кинематографическая «Жизнь Пи» в течение нескольких лет меняла режиссеров - прежде, чем попала в руки Энга Ли, чтобы заработать в итоге в общей сложности 4 Оскара.

Правда, до лучшего фильма Ли так и не добрался. Его опередили Бен Аффлек, Джордж Клуни и Грант Хеслов. На «Арго» ставили многие. Однако другие были уверены, что лучшим фильмом 2013-го все-таки станет «Линкольн» – что было бы очень символично во времена президентства Обамы. Однако, видимо, такой путь показался жюри Академии слишком очевидным и прямолинейным, поэтому главный Оскар достался другому, не менее эпичному и также чисто американскому произведению о хитроумном плане и чудесном спасении - "Операция "Арго" .

Несмотря на «официозную предсказуемость» и корпоративную ограниченность любого такого мероприятия, в итогах Оскара все же угадывается нечто, позволяющее уловить «лицо эпохи». Серьезный кризис веры в человека и человечество («Жизнь Пи») на фоне попыток воскресить и переформатировать давно обветшавшие патриотические архетипы («Линкольн», «Джанго освобожденный») – вот то, что мерцало за прелестной мишурой 85-й церемонии награждения…

Анастасия Гущина, студентка СПбГУ