Posted 26 февраля 2013,, 15:09

Published 26 февраля 2013,, 15:09

Modified 31 марта, 20:38

Updated 31 марта, 20:38

СМИ: Группа «Сумма» вынуждена избавляться от активов

26 февраля 2013, 15:09

МОСКВА, 26 февраля. По мнению экспертов, продажа Якутской топливно-энергетической компании может свидетельствовать о том, что «Сумма» намерена избавиться от ряда активов и сосредоточиться, в первую очередь, на транспорте и логистике. Как пишет InterRight, о таком положении дел может свидетельствовать и тот факт, что осенью 2012 года «Сумма» продала Первую горнорудную компанию за 1,1 млрд рублей. Глава отдела промышленного аудита «МЭФ-аудит» Александр Победаш отмечает, что «у проекта сложная логистика, поэтому даже при существенных запасах месторождения риски превышают перспективы».

Стремление «Суммы» сконцентрироваться на логистическом, портовом сегменте («Сумма» владеет пакетами акций Новороссийского и Дальневосточного морских торговых портов) также вызвано необходимостью концентрации ресурсов на наиболее важных направлениях, на которых у компании Зиявудина Магомедова начали появляться противоречия с госкомпанией «Транснефть».

Недавно «Транснефть», которая выступает партнером «Суммы» по Новороссийскому морскому торговому порту, предъявила ряд претензий к менеджменту НМТП. Первый вице-президент «Транснефти», член совета директоров НМТП Максим Гришанин заявил, что руководством порта для улучшения основных показателей были использованы не все имеющиеся возможности. «Если вы посмотрите на предварительные итоги работы НМТП в 2012 г., то увидите рост показателей: EBITDA, выручка и грузооборот увеличился на 1,2%, но в среднем по России он увеличился на 5,6%», — сказал Гришанин. Член совета директоров НМТП отметил, что на поддержание инфраструктуры порта по утвержденному летом 2012 года плану должно было быть потрачено 747 млн руб., а вложено только 552 млн руб. А реальные компании-грузовладельцы уходят в другие порты из-за процветающих в НМТП посреднических схем».

В свою очередь эксперты считают, что такая разница в показателях связана со строительством дополнительного причала. Генеральный директор агентства Infranews Алексей Безбородов полагает, что инвестировать в мощности, которые недозагружены, нецелесообразно. Несостоятельность позиции "Транснефти" подчеркивает и то, что сегодня у НМТП высокая долговая нагрузка — $1,9 млрд. В 2013 году порт должен выплатить $95 млн, в 2014 - $584 млн. В такой ситуации инвестировать в развитие инфраструктуры просто-напросто странно, отмечают эксперты.

По мнению Безбородова, споры вокруг качества управления портом – это предлог, свидетельствующий о начале корпоративного конфликта, в котором государственный гигант намерен забрать управление портом под себя. «С одной стороны выступает государственная «Транснефть», с другой – частная компания Зиявудина Магомедова, которая вынуждена противостоять тотальному контролю и навязыванию решений. Конечно, обладая таким административным ресурсом, «Транснефти» проще победить. Но менеджменту госкомпании стоило бы решать вопросы, основываясь не только на критике, а исходить из реального положения дел. А, судя по всему, руководство порта и группы «Сумма» сделало все, чтобы обеспечить развитие данного актива и рост его ликвидности на рынке. Эта история – отблеск системного кризиса, который наблюдается сегодня в различных секторах российского бизнеса», - считает эксперт.