Posted 26 февраля 2013,, 15:40

Published 26 февраля 2013,, 15:40

Modified 31 марта, 20:38

Updated 31 марта, 20:38

В нашем цирке не до смеха

26 февраля 2013, 15:40
Сегодняшний российский цирк чудесным образом совмещает великое искусство с полным организационно-экономическим крахом. Новый худрук Цирка на Фонтанке Слава Полунин обещает вернуть в страну «золотой фонд» и обогнать Cirque du Soleil.

Коммерциализация культуры и искусства — в данном случае в хорошем смысле — добралась до цирка. Назначенный в конце января художественным руководителем Государственного Цирка на Фонтанке знаменитый клоун-мим Асисяй — Вячеслав Полунин — дал первую на этом посту пресс-конференцию. Оказалось, те, кто считал Полунина лишь обаятельным талантливым артистом, ошибались - Асисяй имеет вполне конкретные планы по тому, что и как обустроить в цирковом хозяйстве. И, похоже, точно знает, как это надо сделать.

«Меня пригласил к себе министр культуры РФ Владимир Мединский, предложил пост худрука и дал 5 минут на размышление. Я 5 минут подумал и согласился. Почему? Да потому, что скучно. Интересно ведь заниматься тем, что в принципе невозможно сделать. А задачу мне поставили действительно невозможную», - рассказал Вячеслав Полунин.

Он категорически отрицает какую бы то ни было связь с политикой и не хочет комментировать печальную ситуацию с упадком Цирка на Фонтанке в контексте разнообразных «культурных» скандалов, потряхивающих Петербург в последние годы. Да и остающийся по сей фактически безнадзорным комитет по культуре, так и не обретший за год себе шефа, оптимизма деятелям культуры не добавляет. Однако Полунин, последние несколько десятилетий бывающий в России лишь проездами, похоже, от местечковых дрязг далек. Ему, кажется, чиновники вообще «по барабану».

«Я никогда не работал с государством, не смотрел на ситуацию с политической точки зрения. Важно, что хотел сделать, и что в итоге совершил. Политика — не для меня, - говорит Полунин. - Я умею делать полностью самоокупаемый, успешный театр. И надеюсь, что и здесь смогу все сделать».

Артист убежден, что российский цирк — это великое искусство, но он сейчас находится в таком «невозможном», по словам Полунина, состоянии, что его необходимо экстренно реанимировать и, главное, реформировать. «Пока это Ленконцерт 70-х», - констатирует артист.

«Я долго, более 20 лет, изучаю искусство цирка по всем аспектам — это и балаганы, и масленицы, и шапито. У меня собраны несколько библиотек: по клоунаде, по истории костюма, по ярмаркам и карнавалам. Это фантастическое искусство, это радость и чудо. И, я надеюсь, то, что я создавал 20-30 лет жизни, теперь нашло свое отражение», - отмечает Полунин.

Асисяй с доброй улыбкой мудрого клоуна говорит о вещах, к веселью отношения вроде бы не имеющих: «Я сделал современную клоунаду, которая сейчас разошлась во всем мире. Но я специально также поехал в Цирк дю Солей — в плане творчества мне у них учиться особо нечему, наоборот — 6 моих учеников сейчас работают там, но я поехал на два года учиться у них искусству бизнеса. И теперь, если что, из дю Солей звонят сначала мне... Я закончил экономический факультет, 9 месяцев занимался с лучшими юристами Бродвея... В российском цирке сейчас очень сложная ситуация, причем начинать надо с каких-то технических вещей. Менять потолок, например, потому что туда попросту опасно запускать лучшие полетные номера».

Новое руководство собирается добиться капремонта Цирка на Фонтанке и строительства второго манежа для репетиций. Полунин также убежден, что артисты не должны в прямом смысле слова жить на арене: им необходимы приличные условия проживания, а не ужасное «общежитие на 4 койки, как сейчас». В планах также создание продюсерского центра, некоего клуба для артистов, куда могли бы приходить и старые, и действующие артисты. И даже некий пресс-клуб для журналистов — чтобы не писали всякую ерунду вроде увольнения всей труппы «дополунинского» Цирка на Фонтанке.

«Я хочу собрать все те искусства, которые нас обогнали с точки зрения организации. И пойду от лидеров. Я уже съездил в Большой театр, встретился с хореографом, балетмейстером Владимиром Васильевым и попросил помочь: он будет отсматривать новые имена в хореографии, и будем вместе втягивать их в новое дело. Через неделю я еду в Германию к Олегу Попову. Великие клоуны, которые были славой цирка, не должны быть забыты. Уже договорился с художником Михаилом Шемякиным. Боря Гребенщиков тоже спрашивает, когда и в каком спектакле он будет участвовать... Да, есть проблема денег, но их надо зарабатывать. Сейчас, вроде бы, пришло время, когда государство начало обращать внимание на культуру, но существует очень много законов, которые этому мешают», - считает Вячеслав Полунин.

Он намерен показать на Фонтанке все лучшее, что сделали мировой цирк и театр за последние 20-30 лет. По его словам, в нашем цирке должны быть не только «чемпионы по отскакиванию или подпрыгиванию», но должны сойтись все искусства, чтобы получился настоящий творческий и коммерческий результат.

Вячеслав Полунин пока не рискует оценивать участие животных в новом цирке и просит общественного обсуждения этой непростой темы. При этом он говорит, что никаких конфликтов с настоящими творческими людьми — например, с братьями Запашными — нет и быть не может. Он соглашается, что могут быть какие-то творческие споры, но люди «одного поля» всегда в итоге поймут друг друга.

Кстати, гастролирующие сейчас в Петербурге Аскольд и Эдгард Запашные тоже весьма благожелательно оценили назначение коллеги на пост худрука. Как сообщил Эдгард Запашный корреспонденту «Росбалта», «он видит в этом пока только очевидные плюсы».

«Например, когда меня назначили директором цирка на проспекте Вернадского в Москве, то продажи билетов сразу же возросли на 10%. Полунин этот вклад тоже уже внес, так как пресса взбудоражена, и у зрителей возникло желание подумать: "А когда я был последний раз в цирке?", - рассказал артист.

На вопросы журналистов, как 62-летнему Полунину удается по-прежнему не только выглядеть, но и на самом деле быть таким бодрым, добрым и веселым, Асисяй ответил, что это качество не связано с возрастом.

«Я как был, так и остался ребенком», - заметил великий клоун.

Однако он не преминул заметить, что зачастую на его шоу гораздо большую активность и заинтересованность демонстрируют отнюдь не молодые люди, а какие-нибудь бабушки, лихо включающиеся в игру.

«Это же наш общий цирк», - убежден Асисяй.

Марина Бойцова