Posted 28 февраля 2013,, 11:31

Published 28 февраля 2013,, 11:31

Modified 31 марта, 20:35

Updated 31 марта, 20:35

Из президентов в изменники

28 февраля 2013, 11:31
Сенат Чехии может в ближайшие дни подать в Конституционный суд запрос о признании главы государства Вацлава Клауса изменником родины. Поводом стала скандальная амнистия, объявленная им 1 января 2013 года.

Сенат Чехии может в ближайшие дни подать в Конституционный суд запрос о признании президента страны Вацлава Клауса изменником родины. Поводом стала амнистия, объявленная уходящим главой государства 1 января 2013 года.

Сам Клаус считает, что речь идет о «политических играх», а чешский премьер Петр Нечас поразился «убогости» сенаторов, решивших таким своеобразным образом попрощаться с президентом, покидающим свой пост 7 марта.

Решение о проведении второй по масштабности за всю чешскую историю амнистии стало весьма неприятным новогодним подарком для чехов. Помимо освобождения огромного количества заключенных, осужденных за мелкие преступления, что вызвало опасения насчет резкого роста преступности в стране, многих возмутила формула, позволяющая освободиться от судебного преследования фигурантам затянувшихся громких процессов по экономическим преступлениям.

Речь идет о том пункте президентского указа об амнистии, который позволяет прекращать расследование преступлений, если они длятся свыше восьми лет, а максимальный срок наказания за них не превышает десяти лет. В итоге, были закрыты многие громкие «экономические» дела.

Правда, уже к концу февраля стало понятно, что какого-то запредельного роста преступности в Чехии в связи с амнистией не произошло, хотя СМИ и уделяли отслеживанию этой темы особенно пристальное внимание. Тем не менее, проблема освобождения экономических преступников, которых зачастую подозревали в связях с госаппаратом, продолжала активно обсуждаться.

Уровень общественного раздражения был настолько велик, что под петицией против амнистии ее авторам удалось набрать в Интернете более 70 тыс. подписей граждан. При этом, напомним, все население Чехии ненамного превышает 10 млн человек.

Многие главы местного самоуправления убрали портреты президента из своих кабинетов. А один из крупных чешских производителей пива даже использовал эту тему в своей рекламной кампании, развесив в январе по всей республике билборды, на которых человек, похожий на Вацлава Клауса заметает мусор под ковер. Слоган кампании начинался со слов: «Амнистия по-чешски. Мир сошел с ума…»

Большинство чехов просто устало от Вацлава Клауса с его экстравагантными решениями, громкими заявлениями и уверенностью в собственной непогрешимости. Они вряд ли считают, что он «предал родину», приняв решение об амнистии. И все же, весьма возможно, многие в глубине души рады, что президента провожают с должности именно таким скандальным образом. Ведь это как раз и есть стиль работы самого Вацлава Клауса в последние годы.

Будучи президентом такой тихой (даже по европейским меркам) страны, как Чехия, Вацлав Клаус постоянно оказывался в центре каких-нибудь скандалов. С них, собственно, и начиналась его политическая карьера. Будучи главой чешского национального правительства он, вместе со словацким лидером того времени Владимиром Мечьяром, делил Чехословакию. Затем, вместе со своим преемником на посту президента Чехии Милошем Земаном, пытался поделить уже чешскую политическую систему между двумя партиями: социал-демократами и гражданскими демократами.

Ну а пост президента Чехии Клаус занял в 2003 году, сменив на Пражском граде (в резиденции главы чешского государства), пожалуй, самого известного в ХХ столетии чеха – Вацлава Гавела.

Став главой государства, Вацлав Клаус проявил себя даже не как евроскептик, а как настоящий «еврофоб». Европейские политики до сих пор, наверняка, вспоминают, как маленькая Чехия, а точнее, лично ее президент, блокировал в 2009 году принятие Лиссабонского договора, который должен был заменить собой так и не вступившую в силу Конституцию ЕС.

Благодаря Клаусу над Пражским градом до сих пор так и не появился флаг Евросоюза, который висел даже на президентском дворце в Польше в период пребывания там другого известного евроскептика, Леха Качинского.

Известен Вацлав Клаус и как противник легализации в Европе однополых браков. В значительной мере благодаря ему же в Праге долгое время, в отличие от многих других европейских столиц, никаких гей-парадов или подобных мероприятий не проводилось. Если есть выражение «икона гей-движения», то Клаус явно мог вполне претендовать на икону движения европейских гомофобов. Разумеется, он не выступал против гомосексуализма как явления, но парады, например, считал его пропагандой.

Ну а после того как приматор (мэр) Праги Богуслав Свобода впервые взял под свое покровительство подобное мероприятие в чешской столице, Клаус не только сообщил, что не испытывает гордости в связи с этим решением, но еще и предельно жестко публично «отбрил» 13 послов стран ЕС, попытавшихся наставить его на путь истинный.

Что касается пользователей всемирной паутины, то Вацлав Клаус запомнился им, скорее, в клоунских ролях. Так, несколько миллионов человек посмотрели видеоролик, где котором отчетливо видно, как в хоте визита в Чили чешский лидер крадет из футляра ручку с золотым пером, которой он с чилийским коллегой подписывал перед этим двусторонние соглашения. На родине Клауса даже была объявлена акция по сбору для него авторучек, чтобы в будущем президент не позорил родную страну за рубежом.

Вторая история связана с «игрушечным» покушением на Клауса, когда неизвестный сделал вид, что пытается выстрелить в чешского президента из игрушечного пистолета. Скандал тогда поднялся в итоге такой, что было ощущение, будто президента действительно пытались убить. И чехи не могли удержаться от желания поиздеваться над главой своего государства, который порядочно им надоел своими поучениями.

Вот и теперь сенаторы от оппозиции явно не смогли отказать себе в удовольствии «сделать ручкой» Вацлаву Клаусу в стиле его же собственных резких до абсурдности заявлений. А заодно, несмотря на то, что уходящему главе государства исполнился уже 71 год, раз и навсегда гарантировать себя от его возвращения в большую чешскую политику.

Иван Преображенский