Posted 23 апреля 2013,, 07:25

Published 23 апреля 2013,, 07:25

Modified 31 марта, 19:32

Updated 31 марта, 19:32

Средний бизнес мог бы «вытянуть» Россию

23 апреля 2013, 07:25
Экономика РФ погружается в рецессию. Какие меры нужны для стимулирования роста, рассказал замглавы Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников.

Российская экономика погружается в рецессию. Какие меры действительно нужны для стимулирования роста, «Росбалту» рассказал заместитель генерального директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников.

- Как долго продолжается стагнация в экономике России и с чем она связана?

- Она продолжается уже месяца три и связана с тем, что прежние факторы роста себя исчерпали, а новые не появились. То, что стагнация будет, было ясно уже давно. Мы надеялись на слабый рост за счет притока инвестиций, но, к сожалению, наши надежды не оправдались. В условиях постоянных, не очень хороших новостей в мировой экономике, инвесторы стали крайне осторожны. Никто из частного бизнеса не решается активно развивать проекты. Понятно, что какие-то инвестиции есть всегда: надо поддерживать работающее оборудование, заменять выбывающее, но какого-то бума, существенного роста нет.

Причем в этом году негативное влияние на динамику развития экономики будет оказывать и то, что государственные расходы, которые были связаны с Сочи, сейчас постепенно сойдут на нет, а расходы, связанные с Чемпионатом мира по футболу, пока еще не начались. Поэтому в части государственных инвестиций возникает пауза. И частный бизнес ее заполнить не может.

- Сейчас идет активная дискуссия о том, нужно ли стимулировать рост путем снижения процентных ставок. Какой позиции придерживаетесь вы?

- Позиция нашего Центра состоит в том, что в нынешних условиях изменение средней процентной ставки вряд ли как-то повлияет на ситуацию. Нужно не все подряд понижать - важно изменить ставку по долгосрочным кредитам, которые могут стимулировать инвестиции.

На самом деле, инвестору нужно не просто иметь ставку на 2-3 процентных пункта ниже, хотя и это тоже хорошо. Ему нужен целый комплекс мер, которые позволят решить массу проблем. Есть регионы, где губернаторы нацелены на конструктивную инвестиционную политику и буквально окружают заботой крупного инвестора, предоставляют ему особый режим — вплоть до того, что он может позвонить губернатору в любое время дня и ночи на сотовый телефон, если у него какие-то проблемы. Инвестору действительно дают «зеленый свет» и не стараются сразу взять какую-то ренту, а, наоборот, помогают. Тогда что-то получается.

Помимо таких региональных мер государство в последнее время тоже предпринимало определенные усилия. У нас довольно много институтов развития, нацеленных, прежде всего, на крупный бизнес - инфраструктура и т.п. Речь идет о сотнях миллионов долларов. С другой стороны, есть разные инструменты поддержки малого бизнеса.

Но проблема состоит в том, что не очень хорошо охвачен средний бизнес. А именно он мог бы стать драйвером роста. Он достаточно большой, и если начнет активно расти, это будет заметно. Это не малый бизнес, который под микроскопом надо разглядывать. Кроме того, средний бизнес, как правило, представляет не сырьевую сферу, а обрабатывающий сектор. Поэтому его потенциал роста менее ограничен, чем у крупного бизнеса. Наше сырье в условиях стагнации глобальной экономики на мировых рынках мало кому нужно, да и на внутреннем рынке тоже - нужна конечная продукция, чтобы был рост. Иначе некуда будет его продавать.

- Какие меры поддержки нужны среднему бизнесу?

- Я бы предложил предусмотреть госфинансирование 15-20% первичных инвестиционных расходов такой компании. Если - и это важно - речь идет о проекте известной компании с четким бизнес-планом. И деньги должны быть четко привязаны. Скажем, если речь идет о строительстве завода в чистом поле, то за государственный счет нужно подвести инфраструктуру в обмен на 15-20% акций, пусть даже не голосующих. При этом важно, чтобы у компании была яркая история успеха. Если, например, приходит Siemens...

- Siemens, мягко говоря, не средний бизнес.

- Концерн, конечно, гигантский, но у них много самостоятельных дивизионов, которые занимаются своими областями. Например, строительство завода трансформаторов - с точки зрения инвестиционных проектов это был типичный средний бизнес.

- А российские инвесторы?

- Я бы начал с иностранных, потому что у российских мало историй успеха. Сложно понять, что за человек к тебе пришел - может, жулик какой-то. У нас, конечно, есть немногочисленные примеры успешных компаний, которые, безусловно, надо активно поддерживать. Но объективно будет перекос в сторону иностранцев, потому что у нас мало таких совсем уж успешных компаний.

- Получится, что мы будем опять поддерживать создание в России предприятий «отверточной сборки»?

- Не обязательно. Строительство заводов под отверточную сборку во многих секторах началась еще до кризиса. Тот же автопром - понятно, что там были достаточно мощные усилия государства, чтобы инвесторов заставить сначала сделать сборку. Но сейчас речь идет о дальнейшей локализации.

- И максимум чего добились - локализации производства двигателей?

- Двигатель - это крупная часть. Но если взять по мелочевке, уже много деталей локализовано. Разного рода пластмассовые детали интерьера, колесные диски... Тут важен еще пиар. Если есть успех, надо активно пиарить. Потому что это будет менять и ожидание потенциальных инвесторов.

- Как долго, по вашему мнению, продлится рецессия в российской экономике?

- Думаю, во второй половине года мы обнаружим признаки роста. Хотя он будет слабеньким. То, что мы сейчас наблюдаем - это своего рода пауза, усиленная паузой инвестиционной и нервозностью из-за ситуации в Европе. Мы помним, что едва разобрались с Грецией, как появился Кипр. Не самые хорошие новости и дальше будут приходить из Европы. Но мы будем постепенно расти, и к концу года это будет заметно.

- А фактора сохранения высоких темпов экономического роста в Азии недостаточно для России?

- Практика показывает, что нет. Мы не так сильно завязаны на Азию. У нас довольно много торговых связей с Европой, поэтому она на нас сильно влияет. К тому же, Китай становится все более самодостаточным. Мы все меньше и меньше поставляем туда, например, металлов - у них развивается своя металлургия. Китайцы в этом смысле быстро продвигаются.

Беседовал Владислав Кузьмичев