Posted 23 мая 2013,, 12:48

Published 23 мая 2013,, 12:48

Modified 31 марта, 19:02

Updated 31 марта, 19:02

По газонам не ходить: взрывоопасно!

23 мая 2013, 12:48
Сообщения об обнаружении боеприпасов времен Великой Отечественной войны в Ленобласти поступают практически ежедневно. Петербург также в зоне риска - сюда вместе с землей для благоустройства привозят «эхо войны».

Сообщения об обнаружении боеприпасов времен Великой Отечественной войны в Ленобласти поступают практически ежедневно. Петербург также в зоне риска - сюда вместе с землей для благоустройства привозят «эхо войны». В ближайшее время ситуация не изменится, считают эксперты.

Подростки школы №31 на Васильевском острове даже обрадовались, когда 16 мая их вдруг попросили организованно покинуть учебные помещения. Началась эвакуация. Ученики младших классов в отличие от своих старших «коллег» испугались, когда их стали переводить с соседнюю школу.

Причиной переполоха, вызвавшего «движение масс» (были эвакуированы 648 детей и 45 сотрудников), стали две гранаты времен Великой Отечественной войны. Их обнаружили в грунте, который привезли для благоустройства территории возле школы. Заказчиком работ оказалось местное муниципальное образование. Там пояснили, что 720 кубометров земли привезли из Тосненского района Ленобласти и подрядчик предоставил все необходимые документы на нее.

Вопиющий случай? Отнюдь. Всего лишь 14 мая землю с исторической начинкой привезли к дому №14 на улице Двинской. В грунте оказался артиллерийский снаряд калибра 220 мм. Три года назад - тоже в мае - эвакуацией занимались в Выборгском районе на улице Харченко. Тогда на газоне была найдена мина. А в 2009 году - боеприпас вывозили со Стрелки Васильевского острова. «Центрее», как говорится, некуда. Туда он попал вместе с торфом, которым удобряют газоны. Рабочие садово-паркового предприятия, которое обслуживало Василеостровский район, оказались людьми подкованными. Мину, которую привезли к месту благоустройства на тракторе, они закопали и вызвали милицию. Пока ждали, следили, чтобы к опасному месту не подходили гуляющие. Впоследствии выяснилось, что опасную находку привезли из Кировского района Ленобласти.

С начала 2013 года на территории 47-го региона уже обнаружено, вывезено и уничтожено 1 тыс. 373 единицы боеприпасов. За весь 2012-й нашли значительно меньше - 1 тыс. 172 (представители городского управления МЧС статистику предоставить затруднились). Как пояснил начальник подразделения Северо-западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС Алексей Щербаков, «с февраля стало много выездов - после схода снега активизируется деятельность как граждан, так и фирм».

Специалисты обращают внимание: чем морознее зима, тем больше боеприпасов земля выталкивает на поверхность.

«Мы это называем эффектом вымерзания. Но эта зима не была какой-то особенной. После таких — обычных — зим снаряды, мины и другое оружие поднимается на несколько сантиметров», - пояснил Сергей Котенков, заместитель гендиректора компании, которая выиграла тендер по исследованию участка строительства скоростной автодороги Москва - Петербург на предмет оставшихся в земле боеприпасов.

Он предположил, что с начала года увеличился объем строительных и земляных работ в регионе. А компании, ведущие такую деятельность, стали более законопослушными — в их интересах исполнять требование 68-го федерального закона, чтобы получить разрешение на стройку. «В законе сказано, что перед началом строительства необходимо провести проверку площадки на наличие взрывоопасных предметов на территориях, где велись боевые действия», - пояснил Сергей Котенков.

Однако в Петербурге бои в центре города, к счастью, не происходили. А «эхо войны» в виде мелких тактических боеприпасов - мин, гранат, различных детонаторов — обнаруживают не на стройках, а в привезенном грунте, который даже к строительным материалам не относится. Депутат Законодательного собрания Петербурга Виктор Ложечко, который в течение 10 лет работал в Совете одного из муниципальных образований города, обращает внимание на то, что «поставщик земли должен предоставить сертификат, подтверждающий ее неопасность с точки зрения тяжелых металлов, нефтепродуктов и так далее». То есть подтвердить ее пригодность для выращивания чего-либо.

«В моей практике был случай, когда вместе с землей привезли боеприпас. Лет семь назад. Обнаружили и вызвали саперов, никто не пострадал, - вспомнил Виктор Ложечко. - Как определить, есть в грунте мины или нет? Не через сито же каждую машину с землей просеивать! Это, в конце концов, опасно». «Внешне степень опасности сложно определить даже специалистам. При этом фактором, провоцирующим детонацию боеприпаса, может стать любое воздействие на него, включая прямые солнечные лучи. А наличие коррозии корпуса только повышает вероятность самоподрыва», - предупреждают сотрудники МЧС России. Приводимая градация опасности: гранаты, минометные мины, снаряды.

«Но сдетонировать может все, - говорят эксперты. - Поэтому находка боеприпаса может стать для человека последним, что он запомнит в жизни». «Не надо привозить грунт с мест боев. Но где найти такие в Ленобласти?» - задается вопросом Виктор Ложечко.

Более того, некоторые предприимчивые коммерсанты сегодня продают грунт с территории, которая находится у самого Невского пятачка. Получается, призыв «по газонам не ходить» все так же актуален.

Впрочем, некоторые скептики высказывают сомнения в реальности угрозы, которой подвергаются жители Петербурга. Мол, если уж «не рвануло», пока добывали, пока везли и пока разгружали - то уже ничего не случится. Но сапер ошибается всего один раз. И на его месте совсем не хочется оказаться.

Марина Елецкая