Posted 24 мая 2013,, 13:50

Published 24 мая 2013,, 13:50

Modified 31 марта, 19:01

Updated 31 марта, 19:01

Коррупцию в Лондоне изучат в Москве

24 мая 2013, 13:50
Завершено расследование в отношении экс-директора ЕБРР от России Елены Котовой. Она обвиняется в том, что пыталась получить крупную сумму денег за выдачу кредита структурам бизнесмена Сергея Черникова.

Следственный департамент МВД РФ завершил расследование в отношении экс-директора Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) от России, Белоруссии и Таджикистана Елены Котовой. Она обвиняется в том, что пыталась получить крупную сумму денег за выдачу кредита структурам бизнесмена, экс-члена Общественной палаты РФ Сергея Черникова. Уголовное дело велось по материалам, поступившим из Лондона.

Как сообщил «Росбалту» источник в правоохранительных органах, в окончательной редакции Елене Котовой были предъявлены обвинения по ч.3 ст.30 и ч.3 ст. 204 УК РФ (покушение на коммерческий подкуп). 23 мая ей было объявлено об окончании следственных действий, на следующей неделе Котова и ее адвокаты смогут приступить к ознакомлению с материалами расследования. Аналогичные обвинения предъявлены и бывшему вице-президентe ВТБ Игорю Лебедеву.

По версии следствия, в 2009 году бизнесмен Сергей Черников обратился в банк с просьбой о выдаче кредита в $95 млн для реализации ряда проектов в Югре зарегистрированной в Канаде компании CanBaikal Resources Inc., где он занимает должность председателя совета директоров. В Лондоне переговоры с Черниковым вела Елена Котова, занимавшая тогда пост директора ЕБРР от трех стран СНГ. Якобы она заявила, что заявка канадской компании будет одобрена только в том случае, если она воспользуется услугами одной консалтинговой фирмы, зарегистрированной в офшоре.

Далее переговоры с Черниковым вел хороший знакомой Котовой бывший вице-президенте ВТБ Игорь Лебедев.

Бизнесмену обозначили условия — консалтинговая фирма должна перечислить офшору около $1,5 млн (1,5 % от суммы кредита). После этого бизнесмен стал записывать все свои беседы о судьбе кредита на диктофон. А весной 2010 года передал записи и соответствующее заявление в службу внутреннего контроля банка (в этот момент Черников был действующим членом Общественной палаты России, этот пост он покинул в 2010 году).

Ревизоры ЕБРР выяснили, что Котова действительно контролирует ряд офшорных фирм, на которые поступают крупные суммы денег. Зачастую подобные поступления совпадали с переговорами Котовой о выделении кредитов по линии ЕБРР. Также в банке установили, что директор от РФ неоднократно передавала деньги другим российским сотрудникам банка.

Весной 2010 года ЕБРР назначил внутреннее расследование, которое постепенно переросло в целый доклад о нарушениях, якобы допускаемых Котовой. Банк передал материалы внутреннего расследования в Скотланд-Ярд, где в декабре 2010 года возбудили уголовное дело. На следующий день из Англии при содействии посольства РФ были вывезены россияне-подчиненные Котовой в ЕБРР, в том числе ее секретарь. Сама Котова находилась в этот момент в США, ее сразу вызвали в правительство РФ, где объявили об увольнении.

Собранные материалы на Котову ЕБРР также передал в Россию, в феврале 2011 года Следственный департамент МВД возбудил уголовное дело.

Сама Котова отрицает свою вину. Она утверждает, что имела разговор с Черниковым, но никаких «откатов» с бизнесмена не требовала. На этом переговоры персонально с ней закончились, что дальше делал Черников, она не знает и ни про какие $1,5 млн не слышала. Котова полагает, что стала жертвой «заговора» с целью не дать представителю России занять более высокий пост в структуре ЕБРР, на которой она претендовала перед скандалом.

Александр Шварев