Posted 25 июня 2013,, 13:14

Published 25 июня 2013,, 13:14

Modified 31 марта, 18:31

Updated 31 марта, 18:31

Первый наследник страны

25 июня 2013, 13:14
Иван Преображенский
Исполняющий обязанности главы Московской области Андрей Воробьев уже в сентябре может стать первым в России своего рода «наследным губернатором», утвердившим свою власть путем победы на всенародных выборах.

Исполняющий обязанности подмосковного губернатора Андрей Воробьев – фаворит областных выборов, только потому, что у него нет ни одного серьезного соперника.

Благодаря этому он может стать первым в России «наследным губернатором», прошедшим через всенародные выборы. Единственный его реальный оппонент в ходе предстоящего 8 сентября голосования – тяжелое наследство, доставшееся ему от предыдущих владетелей «подмосковного княжества».

В российской, да и в зарубежной, особенно американской политике, система ускоренного «социального лифта» для представителей политико-административных династий, появилась не сегодня. Чтобы не обращаться к отечественным примерам, можно вспомнить тех же Бушей или Кеннеди, а как показатель того, что нет границ у этого принципа – нынешнего китайского руководителя Си Цзиньпина.

В России сегодня из числа губернаторов представителем такой «династии» очевидно является псковский губернатор Андрей Турчак.

Что касается Андрея Воробьева, то он Московскую область имеет шанс унаследовать от бывшего начальника своего отца. Юрий Воробьев, как известно, долгое время был первым заместителем Сергея Шойгу, ныне министра обороны, а до этого долгие годы – главы МЧС. Вот именно в роли первого заместителя «главного спасателя» Юрий Воробьев (отец) и трудился долгие годы, пока не перешел в Совет Федерации.

Что касается Воробьева-младшего, то можно сказать, что наследует он Подмосковье потому, что «трансфер» Шойгу в кресло главы Минобороны происходил через не слишком долгое его пребывание в роли руководителя Московской области.

Оригинальность же случая Андрея Воробьева в том, что он, в отличие от того же Турчака, или, теперь уже бывшего президента Дагестана Магомедсалма Магомедова (чей отец также долго возглавлял эту республику), должен свое «право на наследство» подтвердить через выборы. Для современной России, которую многие критики называют полуфеодальным государством, речь пойдет фактически о новом явлении – выборном князе.

Причем, следует отметить, что ему не позавидуешь. Уж больно незавидное наследство Андрею Воробьеву досталось. Бывший начальник его отца успел составить только несколько перспективных планов и заставить покинуть свои посты ряд совсем уж одиозных муниципальных начальников. Так что наследство собственно Сергея Шойгу в Московской области, достаточно невелико.

Иное дело два его предшественника. Первый – Анатолий Тяжлов, превративший все подмосковное «примкадье» в один большой торговый центр, тем самым сделав путь из столицы в окрестные города и села многочасовой пыткой.

Второй – Борис Громов, пару дней назад успешно получивший мандат депутата Государственной думы. При этом оппозиция сулила ему уголовное преследование за вольное, по ее мнению, распоряжение с подмосковными финансами и безудержное потакание строительному бизнесу.

Уже сам факт того, что Борис Громов все последнее время оставался членом Совета Федерации от Подмосковья, для Воробьева являлся проблемой. Ведь, по новому законодательству, ему пришлось бы идти на эти выборы в связке со всеми «горячо любимым» экс-губернатором.

Чтобы этого избежать, пришлось произвести хитрую рокировку. Избранного от Подмосковья депутата Дмитрия Саблина уговорили сдать мандат. На его место, по решению «Единой России» делегировали Громова. Ну а самого Саблина, в качестве молодого и перспективного политика, взял с собой на выборы в качестве одного из трех кандидатов в сенаторы от области.

Но эта рокировка, в реальности, даже не полбеды. Главное – это инфраструктурные диспропорции, которые оставили Воробьеву в наследство Тяжелов и Громов.

Первая проблема – это ритейл, то есть, крупные торговые центры. Во-первых, благодаря им на границе между Москвой и областью постоянная пробка. Большегрузные автомобили запруживают все ключевые магистрали, особенно так называемое «бетонное кольцо».

Но самое главное – это отсутствие реальной пользы для региона. Казалось бы, торговые центры должны создавать для жителей области тысячи рабочих мест. Но любой, кто посещает регулярно торговые центры, подтвердит, что едва ли не большинство их сотрудников сегодня – это мигранты.

Фактически на торговых предприятиях региона задействовано не менее 50% иностранных работников от общего числа наемного персонала. По словам министра потребительского рынка и услуг Подмосковья Екатерины Семеновой, «не жителей Московской области в сфере потребительского рынка и услуг задействовано гораздо больше», чем можно предположить, если поверхностно анализировать официальную статистику.

Связано это с тем, что существующая система квот, во-первых, не учитывает возможности приобретения мигрантом патента, во-вторых, не запрещает ему заниматься вспомогательной деятельностью в розничной торговле, вплоть до того, чтоб работать помощником продавца на деле являясь продавцом.

Главное же, что иностранные мигранты работают в торговле «и нелегальным способом». В частности, по словам Семеновой, «вопрос трудоустройства иностранных работников решается за счет так называемых «лже-продавцов – россиян», - лиц без определенного места жительства, социальных бомжей, безработных».

Есть также вариант с передачей трудовых функций на так называемый аутсорсинг, когда «розничные сети практически повсеместно привлекают в своей деятельности продавцов, кассиров, фасовщиков, а также менеджеров по чистоте - уборщиц».

Как результат, ритейлеры практически не создают в Московской области рабочих мест для ее жителей. Вне зависимости от того, готовы обитатели Подмосковья трудиться продавцами или нет, возможность выбора им не предоставляется.

Вторая, не менее серьезная, проблема с торговыми сетями – это налоги и объем инвестиций. Достаточно посмотреть, например, на список крупнейших предприятий с участием иностранных инвестиций, чтобы заметить – лишь ближе ко второму десятку там начинаются появляться владельцы крупнейших зарубежных торговых сетей.

Даже «производство пластмассовых колпачков» - более выгодная для области вещь, с точки зрения привлечения прямых инвестиций.

Ну а, с точки зрения налогообложения, все еще проще. Даже самый поверхностный анализ списка крупнейших плательщиков показывает, что это «Мособлгаз», машиностроительные, космические, энергетические, химические и нефтехимические заводы, а также оптовые торговые компании и даже сельскохозяйственные.

Но никак не собственно торговые, то есть ритейлинговые. Особенно, если сравнить их с торговыми предприятиями еще и по количеству работников, а также по соотношению чистой прибыли к перечисленным в бюджеты всех уровней налогов. Возможно, потому, что те же предприятия ОПК, которые в области создают около 120 тыс. рабочих мест, честно платят все налоги.

Еще более грустная история – это жилищное строительство, которое пришло вместе с Борисом Громовым на смену «торговой лихорадке» периода правления губернатора Тяжлова. Количество мигрантов, работающих в современной российской строительной отрасли – притча во языцех.

Сами же компании-застройщики либо зарегистрированы в столице, и там же платят налоги, либо же, по странному стечению обстоятельств, не обнаруживаются в верхних «этажах» списков крупнейших налогоплательщиков Московской области. И это несмотря на то, что по статистике в Подмосковье в последние годы жилья сдавалось заметно больше, чем в среднем по стране.

Однако «крен» в сторону ритейла и строительства, возникший в предыдущие полтора десятилетия, Воробьеву явно быстро не изменить. Он, конечно, может, приглашая новых инвесторов, отдавать приоритет машиностроению, производству лекарств и другим высокотехнологичным производствам, в соответствии со своими заявлениями на Петербургском международном экономическом форуме.

Может создавать в Подмосковье «открытые экспертные советы», на которых аналитики и представители бизнеса, как это было 24 июня, станут обсуждать такие темы как «привлечение инвестиций», или ломать голову над тем, «как создать новые рабочие места в Московской области».

Ставить амбициозные задачи, вроде создания 1,5 млн рабочих мест или увеличения регионального бюджета до 1 трлн рублей.

Но, как показал последний открытый экспертный совет, четкого представления о том, где и как создавать новые производства и рабочие места, нет ни у нового министра инвестиций и инноваций Московской области Глеба. Бондаренко, ни у самих бизнесменов, которые бодро заявляли, что «не знают, что с этим делать» и сами просят совета у чиновников.

Тем более, что, помимо стратегии, есть еще и тактика. А тактически ситуация в области патовая. Власти по крупицам собирают земли, которые могли бы предоставить инвесторам.

Дело в том, что предшественники раздали и распродали практически всю землю. По словам первого вице-премьера Московской области Ильдара Габдрахманова, у Подмосковья «практически нет земли в собственности (при территории в 4,6 млн га область владеет менее 0,5% этой земли), практически вся земля в частных руках».

Так что ситуация для Воробьева если не тупиковая, то уж точно близка к таковой. Получая в «наследство» область, он уже в ходе предвыборной кампании вынужден бороться с «достижениями» своих предшественников.

А дальше, с учетом кризисных тенденций в российской экономике, тоже не станет. И пути для Подмосковья, который позволит пройти между Сциллой ритейла и Харибдой строительства, пока не наблюдается. Его просто негде проложить из-за нехватки земли.

Иван Преображенский