Posted 1 июля 2013,, 11:06

Published 1 июля 2013,, 11:06

Modified 31 марта, 18:26

Updated 31 марта, 18:26

Пришельцы с планеты Пропаганда

1 июля 2013, 11:06
Анна Садовникова
Призрак информационной войны вновь бродит по Европе. Потревожили его российские журналисты, которые в погоне за сенсацией и поисках "медийного НЛО" пытаются соответствовать псевдопатриотической линии.

Лето — не самая лучшая пора для СМИ во всех регионах, где на это время приходится период отпусков. В Германии журналисты непочтительно называют период с июня по сентябрь Sommerloch («летняя дыра»): жизнь замирает, сообщать как правило не о чем, приходится изворачиваться или прибегать к традиционным рецептам - материалам об НЛО, долго скрываемых, но наконец-то случайно рассекреченных трупах пришельцев, "тайной" документации НАСА и т.п. Погоня за сенсацией превращается в экстремальный вид спорта. А кто не хочет участвовать в массовом забеге, ищут нестандартные решения. Традиционно стараются выделиться те, кто только начал делать карьеру. Как правило, именно они то ли в спешке, то ли по незнанию выдают за новое давно и хорошо забытое старое.

Вернейший способ оживить конъюнктуру рынка — развязать войну. Хотя бы информационную. Нынешним летом, судя по всему, она была объявлена "традиционному противнику России" - Германии.

23 июня на сайте «Комсомольской правды» появился материал под громким названием «Они сражались за Рussy Riot. Небесплатно». Его героиня - известная в Германии актриса Анна Тальбах, которая, судя по приведенному на сайте видеофрагменту с YouTube, на ток-шоу второго государственного немецкого телеканала (ZDF) под камеры призналась в том, что поддержала Pussy Riot в программе «Аспекты» исключительно за гонорар. «Сенсация» осталась не замеченной в Германии, но была подробно описана вслед за "Комсомольской правдой" корреспондентом Первого канала.

Что это? Неожиданное саморазоблачение, которое наверняка будет стоить актрисе дальнейшей карьеры на телевидении? Бессмысленный самострел? Ведь программа "Аспекты" готовится той же редакцией культуры, что и молодежное ток-шоу "Рош и Бемерманн", в котором госпожа Тальбах позволила себе более чем странные откровения.

Я, как редактор немецкого телевидения, поверить в это не могу. В Германии есть правило - не платить за актуальное интервью, поскольку возникает опасность высказывания, не соответствующего убеждениям интервьюируемого, но вынужденного за деньги удовлетворять "дающего". Правда, очень занятые вип-персоны могут получить так называемую компенсацию за потраченное время. Но, опять же, не в программе для интеллектуалов, в которой многие считают за честь поучаствовать.

И даже если теоретически представить, что госпожа Тальбах действительно получила гонорар как компенсацию, она бы не стала об этом говорить. Поскольку это дискредитировало бы не только государственный телеканал и редакцию культурных программ, но и ее саму — для известного лица признание, что его убеждения можно купить, ничего хорошего не сулит.

Последнее как раз и стало предметом иронии Тальбах на ток-шоу, задуманном как пародия на "чопорные взрослые посиделки в студии". Именно в программе «Рош и Бемерманн» гости пьют и курят за столом перед телекамерами, ведущая забывает "подводки" и "обвязки", все друг друга подкалывают и вместе ерничают. К тому же, упомянутая программа вышла осенью прошлого года в ночном эфире в преддверии Хеллоуинна. В роли интеллектуальной нечисти были приглашены известные медийные лица, начиная от популярного темнокожего певца Роберто Бланко (в переводе - «бланко-белый», «чистый» - это важно для понимания сути ток-шоу), заканчивая Кристофером Лауэром - представителем Партии пиратов. Анна Тальбах - единственная женщина среди гостей, ей хотелось эпатировать сильнее, чем четырем мужчинам - участникам ток-шоу.

При этом в передаче с самого начала иронично обыгрывались обывательские представления о том, что все выступают только за деньги. Того же Роберто Бланко ведущие представили так: «Он хотел за участие 2000 евро, но мы рады, что он согласился только на 1000!» На что Бланко парировал: "Нет, это я имел в виду только налог на добавочную стоимость..." Все громко хвалили представителя Партии пиратов, который "пришел забесплатно", и т.п.

Незадолго до Тальбах слово в программе дали режиссеру фильмов о животных, и он признался в своей любви к слонам.

Ведущий: «Бывают ли религиозные слоны?»

Гость: «Начнем с того, что у них нет чувства мести, зависти, ненависти...»

(все смеются)

Анна Тальбах (ерзая на стуле): «Послушайте, а вы в программе только один вопрос для меня заготовили?»

Ведущий Бемерманн своей коллеге: «Ну так задай сразу все вопросы, которые мы для Тальбах подготовили!.

Ведущая Рош: «Ну, вообще-то вопрос о католиках и религии был задуман только для подводки к твоему выступлению... Я, собственно, хотела поговорить с тобой о Pussy Riot, поскольку ты очень ангажировалась в их поддержке».

Тальбах: «Ну, вообще-то я получила деньги от ЦДФ, чтобы коротко высказаться в программе "Аспекты"».

Вопрос ведущей: «Они платят за это деньги?!»

Тальбах: «Я не имею права этого говорить».

Гость: «Так сколько?!»

Тальбах: «Очень много!» (Дальше ведущий жмет кнопку, слова Тальбах "запиканы").

Ведущий: «Теперь ты не сказала!»

Роберто Бланко: «Она получила бланко-чек». (В смысле – чистый).

Все смеются, зрители хлопают.

Ведущая: «А что ты за эти огромные деньги сказала?»

Тальбах (смеясь): «А я уже и не помню... Я сказала, что надеюсь, что они хорошо перенесут заключение. Я нахожу это несколько стыдным, когда актеры внезапно начинают говорить о политике. Естественно, у меня есть свое мнение, я его выражаю в кругу друзей, но я не отношусь к людям, которые испытывают потребность влиять на общественное мнение».

Ведущая: «Но ты хотя бы это мнение имеешь. Гораздо хуже быть, как другие актрисы, которые вешаются на режиссеров, как проститутки, и например, дают понять: ни боже мой, я никакая не феминистка, не дай бог это лишит меня возможности получить роль!»

Тальбах: «Да, я воспитывалась в анархистских традициях».

Ведущая: «А что там было с этой демонстрацией снеговиков в Берлине?» (Шутливая демонстрация за выживание снеговиков в процессе изменения климата).

Тальбах: «О, там я тоже получила много денег за участие!»

Ведущий: «Ну, она же актриса, все делает за деньги, это не поправишь... Давайте теперь поговорим о феминизме. Специальные парковочные места для женщин в гаражах - это хорошо...»

Представитель Партии пиратов (тихим голосом): «Да, эти места всегда близко к выходу, чтобы женщинам не приходилось долго идти по гаражу, и камеры видеонаблюдения не снимали тайно их проход для использования в видеороликах...»

Даю подробный перевод, чтобы был понятен тон и контекст программы, которая шутлива и иронична с начала до конца. Вот ссылка на программу в видеотеке ЦДФ для любопытствующих и знатоков немецкого. Жаль, что в эту видеотеку так и не заглянули возмущенные журналисты «Комсомолки», различных российских сетевых зданий и, наконец, собкор ОРТ в Берлине. Положившись на небольшой отрывок из программы, размещенный на YouTube, он поспешил уверить свою многомиллионную аудиторию, что сенсация с признанием Анны Тальбах была всерьез. Из чистого журналистского интереса я побеседовала с агентом актрисы (сама госпожа Тальбах была занята на кинофестивале), к которому за разъяснениями, как выяснилось, никто из России не обращался. «Вся проблема, - объяснил мне представитель агентства Barbarella господин Шпек, - и заключалась в этом маленьком кусочке видео с Ютьюба. Вырванный из контекста, он не дал объективного представления о программе и высказываниях актрисы».

Зато дал славный повод российским журналистам спустя полгода после выхода не очень, надо сказать, рейтинговой программы малой кровью сочинить летнюю сенсацию, которую немецкие журналисты, в свою очередь, восприняли уже как серьезные нападки на целый государственный телеканал и, соответственно, на страну и ее устои в целом. Не могли не откликнуться, например, материалом в Spiegel Online. Кроме того, сам ZDF отреагировал на обвинения российских "коллег" - по-русски, чтобы не было недоразумений (видео смотрите здесь).

И вот уже призрак информационной войны вновь бродит по Европе. И тревожат его те, кто, исходя исключительно из своего разумения и незнания принципов работы европейских СМИ, очень старается этим летом доказать существование "медийного НЛО".

Такое уже было в истории России, в истории СССР. Я хорошо помню, как в репортажах ЦТ из дальнего зарубежья нас, «строителей коммунизма», всячески пугали "волчьим оскалом капитализма", при котором трудящиеся то и дело демонстрировали против нечеловеческих условий труда, но результаты их выступлений оставались за кадром. И мне, например, было непонятно, чего ж это они перманентно и неустанно протестуют, а толку нет? Программа "Время" нередко освещала "аресты ни за что и беспочвенные обвинения в шпионаже" похожих на Анну Чапман юных советских гражданок, умудрившихся в период железного занавеса оказаться в капиталистической загранице. Пугающе выглядели сюжеты с неосвещенных улиц крупнейших городов Европы и Америки, где муниципалитеты обнищали до такой степени, что вынуждены были экономить электричество ценой жизни собственных сограждан, в большом количестве гибнущих в темноте от рук преступников.

Когда же в середине 1980-х я и моя съемочная бригада Ленинградского ТВ первые оказались в капиталистическом зарубежье - как тогда все еще было принято говорить, в "логове реваншиcтов" Гамбурге - вдруг оказалось, что никто на электричестве так, как следовало из пропагандистских сюжетов, не экономит. Освещение было везде, даже глубокой ночью в самом сомнительном районе, где мы, признаюсь, по привычке советского ТВ хотели снять ужастик. Но на нас никто не напал. Все было совсем не так, как подавала советская идеологическая машина. А результатом такого гамбургского опыта стала большая обида на одурачивший нас строй. Поскольку обиделись не мы одни, а вся страна, последствия для власти известны и забывать тот опыт не стоит.

Те, кто пытается сегодня соответствовать псевдопатриотической линии, создавая сенсационные летние образы "пришельцев из мира бизнеса и чистогана", вполне могут сыграть злую шутку с руководством страны и с собственными согражданами.

Впрочем, давайте подумаем - ведь нельзя исключать, что им за это в Германии специально много евро заплатили. Или это образование советского пропагандиста во мне опять дает себя знать?

Анна Садовникова