Posted 20 августа 2013,, 04:02

Published 20 августа 2013,, 04:02

Modified 31 марта, 17:42

Updated 31 марта, 17:42

В разрез с концепцией

20 августа 2013, 04:02
Через год должен быть дан старт реконструкции ОАО «Петролеспорт» - крупнейшей по площади стивидорной компании на территории Большого порта Санкт-Петербург. Между тем, проект несколько не соответствуют документам, разработанным в Смольном.

Через год должен быть дан старт реконструкции ОАО «Петролеспорт», которое является крупнейшей по площади стивидорной компанией на территории Большого порта Санкт-Петербург.

Проект модернизации или «наращивания мощностей» ПЛП включает в себя реконструкцию порта в районе Лесной гавани, Барочного, Восточного и Екатерингофского бассейнов. Как сообщил в пресс-клубе «Зеленая лампа» директор по развитию и капитальному строительству ОАО «Петролеспорт» Максим Мартышов, на реализацию проекта в течение 10 лет потребуется $1 млрд.

Проектом якобы запланирован и снос острова Кривая дамба. Впрочем, представители стивидора поспешили откреститься от данной инициативы, «переведя стрелки» на ФГУП «Росморпорт». Тем не менее, планы заявлены - «ЛенморНИИпроект» подготовил проект намыва площадью 15 га. Благодаря этому причальная стенка стивидора увеличиться с 2202 до 2602 метров. В перспективе «Петролеспорт» планирует переваливать ежегодно до 2 млн TEU.

Как выяснилось, проект уже включен в федеральную инвестиционную адресную программу, проведено проектирование, материалы поданы на государственную экологическую экспертизу.

При этом часть работ не афишируется. В прошлом году, например, причальная стенка «Петролеспорта» увеличилась в сторону Кривой дамбы без всяких пресс-конференций и анонсов очередного намыва (смотри фото).

Но главное - планы компании несколько не соответствуют тому, что горожанам и бизнесу еще недавно готовили в Смольном. Точнее – в несуществующем ныне комитете по транспортно-транзитной политике, подготовившем Стратегию развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга, которая была принята городским правительством летом 2007 года.

«Концепция содержала несколько генеральных идей. Одна из них заключалась в том, что грузооборот нашего порта не будет расти такими темпами, как это постоянно прогнозируется Минтрансом и СМИ. На мой взгляд, грузооборот БПСПб никогда не превысит 70 - максимум 75 млн тонн. Другой вопрос, что должна меняться структура грузопотоков, которые проходят через наш порт в сторону экологически чистых, технологически выгодных в обработке, доходных грузов – это контейнеры, накат, рефрижераторы. Статистика последних лет подтверждает, что уходит уголь с металлом», - отмечал председатель комитета Андрей Карпов незадолго до своей отставки.

В то же время, в стратегии упоминалось, что «правильные» контейнерные грузы вывозятся с терминалов Большого порта автотранспортом, а это создает дополнительную нагрузку на улично-дорожную сеть. Следовательно, необходим принимать необходимый комплекс мер - например, делать акцент на железную дорогу. Более того, указывалось, что в перспективе порт вообще должен уйти из исторической части Петербурга. Ушел ведь он из центра Хельсинки в Вуосаари. А в Гамбурге на территории старого порта появилась общественно-деловая зона HafenCity.

«В той или иной перспективе, порт из исторической части города надо выводить. И не только потому, что это соответствует мировым тенденциям… КТТП проводил работу на этот счет (правда, еще до кризиса 2008 года) - насколько эффективно использовать существующие портовые территории для продолжения обработки на них грузов, приходящих морем. Исследовалась и стоимость реновации территорий – они экологически загрязнены. Уже тогда было ясно, что территории было выгодно перепрофилировать под девелопмент, под жилую застройку», - заявлял Карпов.

Принятую в 2007-м Стратегию никто не отменял - а значит, она действует до сих пор.

В то же время, после ухода Карпова из правительства в КТТП была разработана еще одна концепция развития Большого порта, которая предусматривала постепенный вынос грузовых операций в район приближенный к комплексу защитных сооружений путем строительства там аванпортов. Речь шла о Бронке и Кронштадте. При этом стоит учитывать, что группа Global Ports, управляющая контейнерным терминалом «Петролеспорт», имеет еще один актив - кронштадтский комплекс «Моби Дик».

Пока две концепции-стратегии по созданию аванпортов и развитию Большого порта в исторической части мало соотносятся между собой. В исторических районах что-то планируют намывать, а в «аванпортах» - что-то проектируют. Видимо, жителям Кировского и Красносельского районов надо вновь дождаться того момента, когда в их дворах стоящие в очереди в порт дальнобойщики будут разжигать костры и готовить мамалыгу.

Константин Семернев