Posted 4 сентября 2013,, 22:15

Published 4 сентября 2013,, 22:15

Modified 31 марта, 17:27

Updated 31 марта, 17:27

Голые короли и слава Хрущева

4 сентября 2013, 22:15
Скандал с изъятием изображений голых Путина и Обамы, полуобнаженной Мизулиной и «радужного» Милонова удивительным образом совпал по времени с саммитом G20 и распиарил неизвестных художников.

Скандал с изъятием изображений голых Путина и Обамы, полуобнаженной Мизулиной и «радужного» Милонова удивительным образом совпал по времени с саммитом G20. Действия полицейских создали малоизвестным художникам такой пиар, о котором они и мечтать не смели.

Основатель петербургского Музея эротики и Музея власти, бывший мэр Архангельска, несостоявшийся кандидат в президенты России и изгнанный из рядов экс-«яблочник» Александр Донской сейчас устраивает по две пресс-конференции в день. Автор «радужного Милонова» и «Эротических снов депутата Мизулиной», художник Константин Алтунин просит политического убежища во Франции. А написавшая голых Путина и Обаму Вера Донская-Хилько сможет, вероятно, поставить жирную галочку в своем послужном и пока не слишком выразительном списке – до этого она рисовала, в основном, голых Пугачеву и Галкина.

Началом скандала послужило изъятие сотрудниками МВД нескольких картин цикла «Правители» из Музея власти, случившееся в конце августа. Поводом послужило заявление некоего посетителя, обнаружившего в работах экстремизм. Его имя стало известно практически сразу — им был «тот самый» депутат Виталий Милонов. Сам музей опечатали. Автор полотен, до этого момента никому не известный художник Константин Алтунин той же ночью отбыл в Данию, а затем оказался во Франции, где и попросил политического убежища, так как предполагает, что на родине его ожидает преследование за якобы имеющийся в его картинах экстремизм.

Алтунин и Александр Донской активно комментировали ситуацию, возмущаясь действиями полицейских, напоминающими, по их словам, войсковую операцию. Однако спустя пару недель скандал начал забываться, и тут возникла новая история.

3 сентября из второго «детища» Донского — музея эротики "Точка G” - не менее шумно изъяли картину художницы Веры Донской-Хилько, на которой люди, очень похожие на президентов США и РФ, соревнуются в размерах мужских половых органов. Полотно отвезли в полицию, музей опечатали, а куратора заведения Татьяну Титову доставили в отделение как «подозрительную личность». Затем, правда, отпустили.

Однако слово сказано, картины — какую бы художественную ценность они не представляли — томятся в «обезьяннике», а художники и хозяева музея пеняют на «полицейское государство» и, похоже, всерьез претендуют на славу Эрнста Неизвестного. Ревнителя нравственности Милонова, кстати, уже называют «новым Хрущевым».

«Вот только ни в коем случае не сравнивайте Милонова с Хрущевым! - говорит доктор искусствоведения, директор Центра искусств имени С. Дягилева и член Международной ассоциации художественных критиков Татьяна Юрьева. - Никита Сергеевич был великим человеком, а художники той самой выставки авангардистов — настоящими! Это была тоже вопиющая история, но обе стороны были ее достойны. Эрнст Неизвестный и другие художники потом подружились с Хрущевым, полюбили его, много общались. Неизвестный, как вы помните, потом даже делал надгробный памятник Никите Сергеевичу».

Одна из ведущих в Петербурге знатоков и авангардного, и классического искусства Татьяна Юрьева нынешний скандал называет «некрасивой историей». «Я думала над этой ситуацией. Не могу однозначно сказать, что она придумана только для пиара, хотя он, безусловно, получился. Никому не известные художники стали известны в один момент, так быстро и четко! Но к искусству это все имеет очень маленькое отношение, - говорит Юрьева. – Вот, скажем, Алтунин… Я знаю всех петербургских художников, и авангардистов в том числе. Про него даже не слышала. Но сейчас про этого художника говорят в Галерее Саатчи – а это шанс в одночасье стать знаменитым, она имеет огромное влияние. Скандал обсуждают ведущие специалисты отрасли, они утверждают, что нельзя с искусством вот так… Но я не уверена, что это – искусство».

Татьяна Юрьева говорит, что нынешняя история вызывает ассоциации с Pussy Riot. «Это удивительная ситуация, когда совершенно бесплатно дается немыслимая реклама и в одночасье – такая же немыслимая слава. А потом следует тюрьма, что совершенно недопустимо. Я человек верующий, но уверена, что за это сажать нельзя».

По мнению экспертов, действия властей вновь выставляют Северную столицу в крайне неприглядном свете. Особенно сейчас, в дни саммита, когда город должен блистать. Но «блистает» он совсем в другом контексте. «Будут говорить: ну вот опять в Петербурге что-то произошло! Получается, что мы себя не уважаем, мир не уважаем, гостей тоже... Причем и власти, и те, кто затеял эту провокацию. Есть элементарные понятия гостеприимства, любви к Отечеству, в конце концов. Здесь я всего этого не вижу», - считает Татьяна Юрьева.

Эксперты сходятся во мнении, что власти с полицией не должны приходить на выставку, и именно чиновники подняли эту немыслимую волну. «Со стороны музеев это была совершенно сознательная провокация. А власть, если можно так выразиться, «повелась» на нее и осознанно или неосознанно сделала колоссальный пиар, - комментирует ситуацию доктор медицинских наук, врач сексолог-психотерапевт Лев Щеглов. – Я считаю, что если есть реальное правонарушение с реальной статьей, то тогда вмешательство власти в художественную деятельность еще можно объяснить. Но в этих работах не присутствуют статьи ни по порнографии, ни по экстремизму – говорю как эксперт. И, если ничего этого нет, лучшее средство тут – игнорирование. Потому что ни о каком искусстве тут речи не идет».

По мнению профессора Щеглова, то, что все совпало по времени с саммитом «Большой двадцатки» совсем неслучайно. «Удивительным образом с улиц исчезла нелегальная торговля. Понятно, что дали отмашку. Но почему торговля на Невском была еще вчера? Коррупция, конечно, коррупция. Но, если мы стремимся жить по закону, то давайте эти законы соблюдать во всем! Но действовать по принципу «мы вас прищучим, а потом разберемся», недопустимо. Мои эстетические оценки вполне могут совпадать с мнением тех, кто решил разогнать выставки, но по правовым и по человеческим нормам я считаю, что это имеет право на существование. Потому что должен быть закон», - считает эксперт.

Как врач-сексолог с многолетним стажем, Лев Щеглов дает оценку весьма откровенных картин с точки зрения их содержания: «Это вполне допустимо, но очень низкопробно. К искусству это имеет очень приблизительное отношение».

Юрьева говорит, что четверть века дружит с современными художниками и очень хорошо знает, что такое андеграунд. Там нет ни агрессии, ни провокации, ни истерии. «В Петербурге очень сильные специалисты в области искусствоведения и критики. Город вообще очень спокойно (в смысле, равнодушно) относится к современному искусству – в отличие, например, от Москвы, где может выставляться что угодно, где угодно и как угодно».

Получается, что в Северной столице неспокойной оказалась только власть, которая пошла на эту провокацию. Такого же мнения придерживается и Татьяна Юрьева: «В начале 90-х в музее Ленина проходила выставка. Там художник Константин Симон экспонировал работу, на которой изображен голый Ленин, стоящий под лампочкой. Ко мне как куратору выставки прибежали сотрудники музея, охали и ахали – как же так, Ленин – голый! На что я ответила: а богов всегда изображали обнаженными! Но Симон был талантом, да и выставка – настоящей».

Выходит, что в нынешней ситуации ненастоящее все – и комичный «нехрущев», и фанерная полиция, и странноватые художники. Да и сами «голые короли».

Марина Бойцова