Posted 8 сентября 2013,, 06:02

Published 8 сентября 2013,, 06:02

Modified 31 марта, 17:25

Updated 31 марта, 17:25

"It girl" дореволюционной России

8 сентября 2013, 06:02
Матильда Кшесинская, в особняке которой располагается Музей политической истории, могла бы стать ролевой моделью для многих молодых россиянок, мечтающих стать светскими львицами.

В петербургском Музее политической истории предпринята попытка дать объемное представление о послереволюционной России. Результат, на мой взгляд, получился спорный. Целостная картина не складывается — так, отдельные зарисовки, порой не совсем понятные...

Но вот что безоговорочно привлекает к музею, так это фигура бывшей владелицы особняка, в котором он находится, - Матильды Кшесинской. Отношение к этой выдающейся женщине и, по воспоминаниям современников, замечательной балерине было неоднозначным — от зависти и презрения до искреннего восхищения ее оптимизмом и умением выживать в любых обстоятельствах.

В начале XX века Матильда Кшесинская - полька по крови, была, наверное, одной из самых обсуждаемых фигур в светских салонах российской столицы. Совсем молоденькой выпускницей балетного училища она привлекла внимание своего ровесника — наследника престола Николая Романова. Она не была сногсшибательной красавицей — маленькая (152 см), довольно пухленькая для балерины. Однако все отмечали ее необычайное обаяние и живость, магнетически действовавшие на великосветских мужчин.

На уроках истории в советской школе Кшесинскую упоминали мимоходом - только потому, что в ее захваченном особняке обосновался Ленин с большевиками. Кшесинская представлялась как «продажная женщина», обслуживавшая чуть не всех великих князей Романовых — по очереди, а то и вместе. А потом пришли большевики и пролетарской метлой смели с российской земли всех этих финтифлюшек легкого поведения, на которых тратились миллионы, высосанные из рабочего класса и угнетенного крестьянства. Что там с Кшесинской было дальше, никого не интересовало, и даже считалось неприличным интересоваться такими глупостями. Лишь в начале 1990-х, когда в общество хлынул поток ранее табуированной информации, вспомнили о Кшесинской. В России издали ее воспоминания, о ней появилось сразу несколько статей в известных газетах.

Расставшись с Матильдой Кшесинской перед женитьбой на Аликс — будущей императрице Александре Федоровне, Николай II поручил свою бывшую пассию заботам великого князя Сергея Романова, любившего Матильду до самой смерти. Судя по всему, великий князь и в Петербурге-то остался в революционную пору исключительно ради того, чтобы попытаться вернуть особняк Кшесинской законной владелице и спасти ее имущество. Но в итоге большевики его арестовали и впоследствии сбросили живым в шахту вместе с другими членами императорской семьи. Когда останки были обнаружены, на груди у Сергея Романова нашли медальон с портретом Матильды.

Сама же Кшесинская уехала из Петрограда на Кавказ, где еще сохранялась прежняя власть. Там ее ждал другой великий князь — Андрей Романов, отец ее единственного сына. Пикантность ситуации заключалась в том, что Кшесинская долгое время поддерживала отношения с обоими великим князьями. Даже ее сын сначала был записан Сергеевичем, а потом переписан на Андреевича. Можно лишь поражаться, как балерина умудрялась удерживать обоих мужчин, которые на стали вступать в брак с девушками своего круга. Несколько лет Кшесинская вместе с князем Андреем и его родственниками моталась по югу России. После ужинов у Кюба с шампанским и подарками в виде шкатулочек красного дерева от Фаберже с наборами бриллиантов она познакомилась с клопами и тараканами в обшарапанном вагоне без удобств. В конце концов, остатки семьи Романовых отплыли на одном из последних пароходов за границу - и Матильда с сыном вместе с ними. Причем все это время она находилась в двусмысленном положении, на птичьих правах - мать Андрея Романова не могла и помыслить, чтобы ее сын женился на этой танцорке с очень сомнительным прошлым.

Потеряв в России все, Матильда через некоторое время открыла студию танца во Франции и зарекомендовала себя как замечательный преподаватель. У нее занимались многие известные балерины. Она стала главной кормилицей своей маленькой семьи. После смерти матери великий князь Андрей Романов женился на Кшесинской с разрешения главы императорского дома Кирилла Романова (которого, впрочем, признавали не все). Матильда стала графиней Красинской-Романовской. Ее мечта обрести официальный статус в кругу особ «голубой крови» сбылась.

За границей Кшесинская как могла помогала беженцам из России. В последний раз она вышла на сцену лондонского Ковент-Гардена в 64 года и станцевала свой любимый номер - «Русскую». Ее встретили невероятными овациями, и из Англии она уезжала с горой подарков. Когда началась война, стало не до танцевальной студии. Но она пережила и это. Матильда Кшесинская умерла в 1971 году во возрасте 99 лет.

Ее сестра тоже умерла в эмиграции. А вот брат Юзеф остался в советской России и стал народным артистом Российской Федерации. В начале 1990-х обнаружилось, что его правнуки отлично помнят о своем происхождении и весьма интересуются исчезнувшими сокровищами двоюродной прабабки. Внуком Юзефа Кшесинского оказался не кто-нибудь, а известнейший гидростроитель Юрий Севенард, руководивший постройкой дамбы от наводнений в Петербурге. А его сын Константин Севенард, бывший некоторое время депутатом петербургского парламента, отчаянно добивался разрешения провести раскопки на территории двора особняка Кшенсинской, уверяя, что в Европе к нему обратились двое очень пожилых эмигрантов и раскрыли секрет: драгоценности были закопаны во дворе дома — до лучших времен.

Руководство Музея политической истории настаивало на том, что, по всем источникам, Кшесинская хранила свои богатства в банке, а не дома. Тем не менее, в музее говорят, что раскопки все же проводились, но оказались безрезультатными. Говорят и о том, что Севенарды пытались вернуть себе особняк Кшесинской через суд, но из этого ничего не вышло - закона о реституции у нас нет. Сегодня и Севенард старший, и оба его сына работают в гидростроительной сфере и больше про сокровища не вспоминают. Между тем, когда в эмиграции Кшесинская встретила директора банка, которому доверила свои ценности, тот заверил ее, что они надежно спрятаны. Так что все возможно...

Сейчас в особняке Кшесинской открыта выставка, на которой можно увидеть немногие уцелевшие личные вещи Матильды - например, набросанный ею карандашный портрет молодого Николая II. Весьма выразительный. Судя по воспоминаниям Матильды, Николай так и остался главной любовью ее жизни, а Сергей и Андрей лишь заменяли недосягаемого императора. Как свидетельствуют исторические документы, Николай II тоже не забывал свою юношескую любовь и всегда исполнял просьбы, с которыми она к нему обращалась.

В этом году вышла книга «Матильда», написанная, очевидно, по мотивам ее воспоминаний, но в художественной форме и осовремененным языком. Читать увлекательно и, пожалуй, проще, чем оригинальные мемуары. Но в оригинале есть немало таких живых и неожиданных деталей из быта романовской России... Скажем, о том, что молодой Николай, оказывается, сравнивал себя с Андрием из Тараса Бульбы, который увлекся польской панночкой и предал родину.

Восхищавшаяся жизнью императорской семьи и ее окружения, молоденькая Матильда сумела открыть дверь в этот мир и стать в нем своей. Пережив крах всех устоев, лишившись всех немалых богатств, она сумела найти себя в другом мире, став признанной гранд-дамой, хранящей традиции русского балета и передающей свой опыт молодым европейским балеринам. Когда-то в ней видели «девушку легкого поведения». Нынче, согласно изменившимся взглядам на сексуальную свободу и роль женщины, она представляется харизматичной, очаровательной, загадочной дамой, умевшей добиваться своего в предлагаемых обстоятельствах и никогда не терявшей оптимизма. И это именно те качества, которые характеризуют многих нынешних героинь светской хроники. Так что Матильда Кшесинская - очень современный женский персонаж и даже, пожалуй, ролевая модель для некоторых амбициозных молодых россиянок, которые мечтают стать it girl.

Татьяна Чеснокова