Posted 1 октября 2013,, 09:30

Published 1 октября 2013,, 09:30

Modified 31 марта, 17:04

Updated 31 марта, 17:04

Нефть «потекла» вниз

1 октября 2013, 09:30
Дипломатическая победа, одержанная Россией в конфликте вокруг Сирии, негативно скажется на российском бюджете. Исчезновение «военной премии» грозит снизить нефтяные цены, что приведет к еще большему сокращению соцрасходов государства.

Цены на нефть падают уже третью неделю подряд, и эта тенденция лишь укрепилась после того, как пять постоянных членов Совета безопасности ООН согласовали текст резолюции о ликвидации химического оружия в Сирии, не содержащий угрозы автоматического военного удара. Москва одержала, пожалуй, первую крупную дипломатическую победу со времен войны в Южной Осетии. Однако расплатой за такой успех, скорее всего, станет необходимость дальнейшего сокращения социальных расходов. Риск широкомасштабного военного конфликта на Ближнем Востоке и, как следствие, сбоя в поставках нефти снизился, и «военная премия», которая долгое время двигала вверх нефтяные цены, стала не нужна.

Снижение напряженности вокруг Сирии уже привело к падению цен на нефть со $115 за баррель сорта Brent до $108 - всего за 1 месяц.

Между тем, появился шанс подвижек в дискуссии и вокруг иранской ядерной программы — на днях впервые за десятилетия состоялся телефонный разговор между президентами США и Ирана. Барак Обама заявил Хасану Роухани, что в процессе заключения соглашения могут возникнуть препятствия, и успех не гарантирован, но сам факт 15-минутной беседы уже чуть-чуть снизил накал страстей. А мир с Ираном, в свою очередь, означает спокойный проход нефтяных танкеров через Ормузский пролив — главный пролив мирового рынка «черного золота».

«Возможное снижение противостояния между США и Ираном может привести к снятию эмбарго на поставки нефти, а в дальнейшем к значительному увеличению роста добычи углеводородов в Иране. Таким образом, происходящая разрядка может в дальнейшем стать важным фактором для снижения нефтяных цен в мире», - считает начальник аналитического отдела ИК «Цэрих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских.

Уже в ближайшее время вероятно продолжение снижения котировок. Они могут откатиться до $106-107 — уровня мая-июня, считают аналитики «Норд-Капитала». В дальнейшем не исключено падение до $100 за баррель — весьма опасной для стабильности российского бюджета отметки. «Можно предположить, что цены еще снизятся на 5-10% (относительно нынешнего уровня — ред.), если возникнет окончательная уверенность, что военного вмешательства в Сирии удастся избежать», - сообщил старший аналитик Национального рейтингового агентства Максим Васин.

По его данным, сейчас на нефтяном рынке наблюдается рост предложения и относительная стабильность в спросе, что не может не приводить к снижению цен. «По всем прогнозам, в ближайшие несколько лет, при отсутствии военных конфликтов в нефтеносных регионах, цены на нефть как минимум не будут расти», - уверен Васин. Причем, если бы не рост добычи сланцевой нефти, WTI стоила бы значительно дороже Brent, как было до 2008 года, а не наоборот.

Благодаря сланцевой революции место США как крупнейшего импортера нефти постепенно займет Китай, уверен содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг. «Конкуренция за рынки стран АТР должна усилиться, а цена на нефть - несколько снизиться. Дополнительное давление на цены на нефть в начале следующего года окажет перепроизводство в условиях, когда спрос на нефть растет гораздо медленнее, чем предложение», - сообщил он.

Впрочем, для более серьезного падения цен одной лишь стабилизации ситуации в Сирии и вокруг Ирана будет не достаточно. Продолжает лихорадить Египет, а через него проходят важные энергетические артерии. Также цены поддерживают программа финансового стимулирования в США и растущий спрос на энергоносители со стороны развивающихся стран, особенно Китая. «Собственно, эти две главные причины сдерживают цены нефти от падения ниже 100 долларов за баррель», - подчеркнул Подлевских.

Самостоятельным фактором ценообразования, по словам аналитика, стала добыча нефти из сланцевых пород. Например, на группе крупнейших месторождений Баккен в США добыча сланцевой нефти за три года выросла более чем в три раза - с 250 до 810 тысяч баррелей в день к началу августа. Правда, при этом пришлось увеличить фонд добывающих скважин с 1700 до 6100 штук, потратив на это более $20 млрд. «Огромные затраты на бурение новых скважин устанавливают нижнюю границу возможной рентабельности добычи из сланцевых пород. Ее чаще всего оценивают в районе $70-80 за баррель. Так что огромного запаса снижения цен за счет добычи сланцевой нефти не существует», - отметил он.

Есть и временные факторы, которые будут сдерживать цены на нефть в ближайшие месяцы. Так, США готовятся к сезону ураганов в Мексиканском заливе, который может привести к сбою поставок энергоносителей, а в Северное полушарие холодная погода пришла слишком рано, что также стимулирует потребление энергоресурсов.

«Сейчас мы наблюдаем равновесие «бычьих» и «медвежьих» факторов», - отмечает директор аналитического департамента "Альпари" Александр Разуваев. В краткосрочной перспективе следует ожидать незначительного снижения цен на нефть до $100–105, уверен аналитик, но в долгосрочном плане она, как и все реальные активы, будет дорожать. «Деньги постепенно обесцениваются. Не стоит также забывать о высокой себестоимости добычи в труднодоступных районах - прежде всего, в Арктике. В энергетическую революцию, которая сделает нефть не нужной мировой экономике, я не очень верю. Даже если такая технология будет изобретена, слишком много компаний и стран, которые твердо желают, чтобы она никогда не была пущена в дело», - подчеркнул эксперт.

Владислав Кузьмичев