Posted 17 января 2014,, 07:38

Published 17 января 2014,, 07:38

Modified 31 марта, 15:28

Updated 31 марта, 15:28

Триумфальная площадь: уменьшить или опустить?

17 января 2014, 07:38
Градостроители и архитекторы ломают головы над тем, как вдохнуть жизнь в это малопривлекательное для горожан место. Идеи самые разные: от уютного сквера до малоэтажной застройки и восстановления ранее снесенных зданий.

Власти столицы готовятся объявить конкурс на разработку концепции комплексной реконструкции одного из знаковых московских мест — Триумфальной площади. Градостроители и архитекторы давно ломают головы над тем, как вдохнуть жизнь в это малопривлекательное для горожан место. Идеи предлагаются самые разные: от уютного сквера до малоэтажной застройки и восстановления ранее снесенных зданий. Чиновники готовы рассмотреть самые смелые предложения, но хватит ли времени на их реализацию? Дело в том, что пока эксперты генерируют идеи, ответственные госструктуры уже готовят техническое задание, а претворить отобранные на конкурсе предложения в жизнь планируется уже ко Дню города.

По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, Триумфальная площадь должна стать одной из центральных не только географически, но и в художественно-смысловом плане. В ответственных госструктурах уже вовсю разрабатывают техническое задание к проекту реконструкции, но прежде чем приступать к активным действиям, решено было провести конкурс идей среди широкого круга заинтересованных. Наиболее интересные предложения экспертов и просто неравнодушных граждан обещают включить в ТЗ.

По словам начальника управления Архитектурного совета Москомархитектуры Евгении Муринец, заявки на участие в конкурсе идей будут принимать с 20 января по 23 февраля. Проходить он будет в один этап, а заседание жюри по выбору трех финалистов и победителя состоится уже 28 февраля.

По словам главного архитектора столицы, столь сжатые сроки объясняются тем, что завершить работы по реконструкции планируется в 2014 году, ко Дню города. Именно поэтому власти решили параллельно составлять техзадание и работать над концепцией. «Понятно, что это не самое оптимальное решение с точки зрения максимального качества, но мы находимся в тех условиях, в которых находимся, и считаем, что, даже делая все оперативно, сможем получить хороший результат», - отметил Кузнецов.

На днях в Москомархитектуры состоялась публичная дискуссия о том, какой быть Триумфальной площади. В ходе обсуждения эксперты высказывали довольно смелые предложения на этот счет. Большинство из них подразумевают серьезные изменения транспортной сети города.

«Площадь находится на пересечении четырех магистралей с интенсивным движением. Она вся заставлена автотранспортом и не привлекательна для пешеходов. Поэтому в наших проектных предложениях всегда звучала мысль о строительстве подземного гаража с выездом на 2-й Брестской. Больше никаких мероприятий на этой площади мы не предлагаем. Мы думали об изменении организации движения, но, учитывая проектные предложения по площади Тверской Заставы, нам пришлось вернуться к существующей схеме», - отметил главный специалист НИиПИ Генплана Москвы Денис Чибисов.
С тем, что радикально изменить автомобильное движение вряд ли удастся, согласен и главный архитектор бюро "Остроженка" Александр Скокан. Но если власти все же хотят превратить площадь в место общественное, посещаемое, то нужно подумать о том, как минимизировать неудобства, с этим связанные, считает он. «Двух входов в метро, расположенных по диагонали, явно недостаточно. Кроме того, стоило бы подумать и о каких-то более цивилизованных переходах», - отметил эксперт.

«Триумфальная площадь — один из ряда московских примеров, когда в течение XX века произошла полная потеря масштабов в результате сноса ряда зданий. Бесконечная цепочка сносов привела к тому, что в центре города возникли неконтролируемые пустыри, как Пушкинская и Триумфальная площади», - заметил в свою очередь руководящий партнер архитектурного объединения "SPEECH Собан & Кузнецов", член Архсовета Москвы Сергей Чобан.

По его мнению, в развитии площади можно идти двумя путями. Первый заключается в восстановлении масштаба при полном отсутствие боязни дальнейшей застройки. «Вокруг этой площади возможно строительство, например, нескольких малоэтажных кварталов, таких по величине, как противоположный квартал вдоль Тверской. Благодаря этому появляется более камерный, человеческий масштаб площади, который мы так любим во всех европейских городах. Но у этого пути, на мой взгляд, есть очень большая проблема, связанная с тем, что за то время, пока площадь была пустырем, этот пустырь обзавелся очень интересным характером. Безусловно, Триумфальная площадь с гостиницей «Пекин» и памятником Маяковскому — одна из открыточных точек Москвы. Портить ее дальнейшей застройкой, в частности, восстановлением здания театра «Современник», я бы считал большой ошибкой», - заметил эксперт.

По его словам, если для Пушкинской площади уменьшение масштаба — мера необходимая, то в отношении Триумфальной задачу нужно решать иначе. «В первую очередь нужно изменить поток транспорта, закрыть выезд с Садового на Тверскую улицу, и, по возможности, закрыть выезд с Тверской на Садовое колько. Тем самым мы создадим свободное пространство между двумя фасадами. Только площадь, доступная для людей, без тоннелей, без мостов, сложных переходов - залог успеха популярности. Подступая площадью к входу Концертного зала им. Чайковского, саду «Аквариум» и театру Сатиры, мы создаем культурный кластер, который можно было бы насытить новыми функциями. А вот закрытие движения на 1-й Брестской я считал бы скорее тупиковым. В этом случае непонятно, как с Садового кольца попасть на северо-запад, в сторону «Шереметьево», - заключил Чобан.

В любом случае, в первую очередь нужно ориентироваться на то, чего хотят от Триумфальной площади сами жители Первопрестольной, а не архитекторы и власти, уверена исполнительный директор Института медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка" Варвара Мельникова. «Мне лично хочется там удобных пешеходных маршрутов, но не для того, чтобы сесть на лавочку рядом с Маяковским, а чтобы, выйдя из концертного зала и не боясь, что пальто забрызгает грязью пролетающий мимо автомобиль, безопасно перейти на Брестскую и засесть в удобном кафе», - поделилась соображениями Мельникова.

Эксперты озвучили множество самых разных, порой противоречивых идей. Правда, в одном они все же сошлись — времени на разработку и реализацию очень мало. Сначала нужно обсудить предложения, выбрать лучшие, и только потом приступать к разработке технического задания. Все как один предлагали отложить конкурс, провести реконструкцию в более разумные сроки.
«К сентябрю мы успеем только замостить площадь, поставить фонарики и избавить ее от тех несуразных обломков, которые сейчас торчат, то есть, провести такое благоустройство в виде уборки», - сетовал главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы, член Архсовета Москвы Андрей Гнездилов.

Организаторы встречи пытались успокоить собравшихся — площадь можно развивать системно, в несколько этапов. Но на одном стояли категорично - первые шаги все же нужно сделать к сентябрю.

Будет ли в итоге обсуждаться единогласное предложение экспертов о переносе сроков реализации проекта на более реалистичные, пока не ясно. Ведь представителей самого заказчика конкурса — ГКУ «Дирекция капитального ремонта» на встрече не было.

Анна Семенец