Posted 11 апреля 2014,, 10:37

Published 11 апреля 2014,, 10:37

Modified 31 марта, 14:07

Updated 31 марта, 14:07

Эксперты: Реформа МСУ предоставит регионам право выбора

11 апреля 2014, 10:37

МОСКВА, 11 апреля. В понедельник, 14 апреля, в Госдуме состоятся парламентские слушания по законопроекту о реформе местного самоуправления (МСУ). Кроме того, профильный думский комитет рекомендовал документ к принятию в первом чтении. Об этом стало известно сегодня по итогам заседания комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам МСУ. Новая модель МСУ позволит децентрализовать власть и приблизить ее к народу, уверены политики и эксперты.

Как рассказал глава профильного думского комитета Виктор Кидяев (фракция «Единая Россия»), когда принимался ныне действующий федеральный закон, в нем была заложена идея – «поселения работают с жителями, а районы работают с поселениями». Однако отдельные районы начали расширять свои полномочия в ущерб полномочиям поселений. В результате и было предложено разработать пакет поправок, чтобы вернуться к первоначальной идее.

Напомним, в Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предлагается внести изменения по трем направлениям. Первое изменение предусматривает распространение двухуровневой модели организации МСУ на крупные городские округа с внутригородским делением, второе – установление единственного способа формирования представительных органов муниципальных районов, третье – уменьшение полномочий органов местной власти в сельских поселениях.

Кидяев подчеркнул, что сквозной идеей законопроекта является повышение роли регионов в регулировании местного самоуправления. «Они нас давно об этом просят», - отметил глава думского комитета, добавив, что результатом предлагаемых мер должна стать «более доступная жителям, ответственная перед ними» местная власть.

«Полагаю, что этим законопроектом мы сделаем серьезный шаг на пути решения задач, поставленных президентом в послании Федеральному Собранию, - заявил глава думского комитета. – То есть в развитии сильной, независимой власти на местах, чтобы любой гражданин мог «дотянуться до нее рукой».

В свою очередь первый замруководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме, председатель Всероссийского совета местного самоуправления Вячеслав Тимченко отметил, что «законопроект нуждается в доработке для принятия и рассмотрения во втором чтении». «Требуется более детальное рассмотрение вопроса переходного положения, уточнение отдельных норм, связанных с полномочиями. Ко второму чтению нужно внести соответствующие поправки», - подчеркнул он. Говоря о законопроекте, Тимченко также заметил, что «это первая часть из трех блоков, которые нам предстоит в дальнейшем рассмотреть. Это касается и институциональных основ МСУ, полномочий и финансовых основ для исполнения полномочий».

Гендиректор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов обратил внимание на тот факт, что законопроект вызывает значительно больше положительных, чем отрицательных отзывов. «Уже на этапе его внесения были учтены многие мнения и сняты противоречия», - отметил он. В общей сложности на законопроект поступило свыше 20 заключений от региональных органов власти. Свои отзывы с поддержкой концепции документа направили законодательные собрания Дагестана, Кабардино-Балкарии, Коми, Камчатского края, Орловской, Пензенской и Тамбовской областей, а также исполнительные органы республик Бурятия, Ингушетия и Тыва, Ставропольского края, Брянской, Вологодской, Калининградской, Калужской и Смоленской областей. В Тверской и Самарской областях органы власти выразили консолидированное мнение за принятие законопроекта.

По словам Миронова, важно, что городам будет предоставлена возможность гибко принимать решения. «В части перехода к двухуровневой системе местного самоуправления в крупных городах законопроект предоставляет выбор модели самим регионам с учетом мнения городских сообществ», - подчеркнул эксперт.

Оправданной он называет и разгрузку сельских поселений. «Целесообразно установить гибкое разграничение полномочий и установить принцип, по которому субъект Федерации вправе передать сельским поселениям полномочия или наоборот. Основной центр принятия решений должен быть в регионе», - заключил Миронов.