Posted 4 мая 2014,, 20:10

Published 4 мая 2014,, 20:10

Modified 31 марта, 13:45

Updated 31 марта, 13:45

Искусство уходит в ночь

4 мая 2014, 20:10
Раз в году театры, музеи и даже библиотеки открываются для посетителей с наступлением сумерек, когда искусство становится более камерным и играет новыми красками. Таким образом учреждения культуры пытаются привлечь к себе новую, молодую аудиторию.

Раз в году театры, музеи и даже библиотеки открываются для посетителей с наступлением сумерек, когда искусство становится более камерным и играет новыми красками. Таким образом учреждения культуры пытаются привлечь к себе новую, молодую аудиторию. И действительно, спрос на такой формат велик: тысячи участников, многие из которых записываются едва ли не за полгода — иначе не попасть. Но возвращаются ли они в обители искусства днем? И если «ночной» формат насколько популярен, возможно, учреждениям культуры стоит задуматься о работе «во вторую смену»?

То, что публика сегодня больше тяготеет к зрелищам, нежели к искусству, признают во всех сферах культуры. В ситуации, когда искусство стало сродни модному аксессуару, когда на скандальные премьеры и выставки ходят «для галочки», а на прочие не ходят вовсе, когда библиотеки считают пережитком советского прошлого, «ночи», особенно для государственных учреждений, пожалуй, единственная возможность привлечь публику. Первыми это поняли музеи, которые и стали зачинателями культурных бессонниц.

«Идея акции заключалась в том, чтобы показать, что есть люди, которые хотят посещать музеи. Просто многие в нашем городе живут поздно, это нужно признать, нужно этому открыться. Музеи же спрятались в «домике», где есть место лишь немногочисленным туристам, пенсионерам и мамам с детьми, у которых есть время ходить днем», - посетовал организатор акций «Ночь искусств» и «Ночь музеев» Федор Павлов-Андреевич.

Следом за музеями в поисках новой аудитории к акции подтянулись театры. «В нормальный государственный театр, у которого нет огромного рекламного бюджета, чтобы завесить все щиты Москвы рекламой спектакля, нет возможности никак привлечь публику», - отметила режиссер, актриса Ирина Апексимова.

Так, по примеру «Ночи музеев» появилась «Ночь театров». «В наш театр Романа Виктюка, в который из-за отсутствия собственной площадки не очень просто продаются билеты, очередь на участие в акции стоит с прошлого года. Но главное — на такие мероприятия идет, в основном, молодежь — та самая публика, за которую все мы боремся», - подчеркнула она.

В эту ночь, по словам режиссера, каждый театр волен сделать все, что он хочет: кто-то открывает двери и предоставляет зрителю возможность взглянуть, что скрыто за кулисой (реквизиторские цеха, ямы, декорации, гримерные), кто-то играет спектакли или проводит поэтические вечера. «Ночь театров» — это возможность продемонстрировать все, что мы еще можем. Это людей и привлекает», - уверена Апексимова.

При этом организатор акции «Ночь театров» Андрей Райкин заметил, что изо всех акций «Ночь театров» самая камерная по своей сути. «Театры не приспособлены для больших экскурсионных групп, поэтому посещение большинства мероприятий проводятся по предварительной записи, хоть и бесплатно», - подчеркнул он.

Набирает обороты и совсем молодая, но уже опытная «Библионочь». Три года назад, когда акция проводилась в столице впервые, библиотечные работники были искренне удивлены таким вниманием к себе. «Когда за ночь к нам пришло более 500 человек, мы не поверили своим глазам», - вспоминает замдиректора библиотеки им. Тургенева, организатор акции «Библионочь» Александра Вахрушева.

В этом году к акции присоединились книжные магазины, издательства. Усилия организаторов не остались незамеченными, и, как они сами признаются, «Библионочь» даже превзошла все их ожидания. «На третий год мы пришли к тому, что москвичи сами начинают предлагать идеи и форматы отдыха в библиотеке», - не без гордости заметила Вахрушева.

Увенчалась успехом и «Ночь музыки», которая впервые прошла в столице в прошлом году и охватила около 120 площадок. Изначально целью организаторов было привлечь внимание не только к классической музыке, но и к небольшим концертным залам, размещенным при школах искусств. «Мы боялись, что учитывая специфику классической музыки, площадки останутся полупустыми, но но люди все приходили и приходили. Причем, шли даже те, кто, судя по их реакции, на мероприятиях подобного плана не бывал никогда», - отметила организатор акции «Ночь музыки» Екатерина Калачикова.

В этом году акцию планируется повторить. Хотелось бы расширить палитру музыкальных жанров, чтобы это было не только про классическую, но вообще про хорошую музыку», - заметила Калачикова.
Особенно полюбилась москвичам наиболее зрелая и совершенно уникальная по своему формату московская «Велоночь». Акция не привязана к конкретной точке, к конкретной сфере искусства. «Проект родился 18 лет назад, когда группа молодых специалистов начала обсуждать проблемы нетрадиционного туризма. В какой-то момент мы почувствовали необходимость более мобильного передвижения по городу, и пересели на велосипеды. На первой «Велоночи» нас было всего сто человек, в основном, наши друзья и коллеги», - рассказала организатор акции «Велоночь», генеральный продюсер проектов «Москультпрога» Мария Никитина.

После этого проект начал развиваться и вырос в большое, увлекательное мероприятие.

«Неожиданные ракурсы лишь повышают тонкость восприятия объектов искусства, участники по-другому начинают воспринимать окружающее. Это главный посыл нашего проекта — сделать так, чтобы жители города почувствовали его своим. Тем более это актуально для Москвы — города, куда постоянно приезжают новые жители», - отметила научный консультант, одна из основателей проекта «Велоночь» Марина Авдонина.

Вся поездка, которая начинается в 00:00 и завершается в 6:00, связана единой сквозной темой. При этом, организаторы стараются отсечь все лишнее, не перегружать информацией. «Нам важно сделать так, чтобы люди заинтересовались и сами стремились узнать больше по выбранной нами теме», - заметила она.

По словам Авдониной, особую роль здесь играет музыка. Она задает тон. «Иногда люди специально пишут музыку к проекту, иногда мы берем самые знаменитые хиты разных народов. В результате, сами объекты города приобретают личностный смысл для участников», - подчеркнула организатор.

Стоит признать, что среди обитателей Первопрестольной «ночи» стали довольно популярны, но говорить о результатах, о том, достигли ли они того, ради чего все, собственно, и затевалось, пока сложно. По словам организатора «Ночи музеев» Федора Павлова-Андреевича, для многих участников подобные акции — лишь повод выйти на улицу, и это совершенно не говорит об их стремлении к искусству.

«К сожалению, в Москве, в России по-прежнему существуют музеи, которые закрываются в 18:00, а то и раньше, и таких довольно много. В этом смысле у нас обстоят дела гораздо лучше, чем в Лондоне, где вообще все музеи закрываются всегда в 18:00. Это, скорее всего, продиктовано лишь удобством музейных работников, которым хочется ходить на работу тогда, когда им удобно. Люди их совершенно не интересуют», - посетовал Павлов-Андреевич. Если бы музеи, библиотеки и другие учреждения культуры постарались подстроиться под ритм жизни города, возможно, ситуация была бы совершенно иной, полагает он.

Правда, культуролог Даниил Дондурей считает, что в России подобная история невозможна, несмотря на всю ее привлекательность.

«Что такое «ночь»? Это все равно, что ресторан, скандальная акция. Учреждения таким образом хотят заманить молодых людей под встречу с писателем, авангардным художником, иностранным деятелем культуры. Это рекламно-потребительский механизм, который работает следующим образом: сначала учреждения заманивают девушек, поскольку они намного образованней, продвинутей, серьезнее. Девушки, в свою очередь, подтягивают за собой молодых людей. Те сначала помучаются в музее, библиотеке ночью, потом вынуждены будут прийти туда днем. А дальше они идут уже с приятелями, и удивляются, как можно не знать того или иного продвинутого деятеля культуры», - отметил эксперт.

Возможно, когда окончится постукраинский кризис, и у людей будут деньги, силы и время, они станут ходить в музеи, библиотеки и театры днем. Но ни о каких ночных бдениях и речи быть не может, уверен собеседник агентства.

«За исключением московских театров, которые избалованны спонсорами и невиданными в Европе ценами за билеты (в берлинский театр вы зайдете за тысячу рублей, в московские меньше чем за 2-3 тысячи не попасть, особенно если это спектакль какого-нибудь модного режиссера), работники сферы культуры получают чуть больше прожиточного минимума. О каких «ночах», о каком энтузиазме может идти речь?» - недоумевает Дондурей.

Между тем, идеологи культурных «ночей» на всеохватность и не претендуют, однако, и сдаваться тоже не намерены. Они планируют объединить усилия и под занавес «Года культуры» провести грандиозную акцию, охватывающую музеи, библиотеки, театры, концертные залы, досуговые центры и прочие учреждения культуры. Как она будет называться, значения не имеет.

«Провести ее можно было бы, например, 12 ноября», - предложил Павлов-Андреевич. Главное для организаторов сейчас — получить согласование министерства культуры и профильного столичного департамента.

Анна Семенец