Posted 20 июня 2014,, 12:27

Published 20 июня 2014,, 12:27

Modified 31 марта, 13:01

Updated 31 марта, 13:01

Россия не получит фракцию в Брюсселе

20 июня 2014, 12:27
Противники ЕС будут представлены в Европарламенте фракцией на основе британской партии. «Пророссийская» Марин Ле Пен и ее «Национальный фронт» рискуют остаться за бортом европейского законодательного процесса.

Британцы обскакали французов. Противники ЕС будут представлены в Европейском парламенте фракцией, основу которой составила Партия независимости Соединенного Королевства. Симпатизирующая нынешним российским властям Марин Ле Пен и ее «Национальный фронт» рискуют остаться за бортом европейского законодательного процесса.

Марин Ле Пен, ставшая весьма популярной в России в последнее время, скорее всего не сможет участвовать в принятии серьезных решений в Европарламенте (ЕП). Казалось бы, объединиться с ней в единую фракцию готовы голландцы из Партии свободы Герда Вилдерса. Кроме того, по словам француженки, она уже заключила альянс с австрийской Партией сводобы Йорга Хайдера, бельгийским блоком «Фламандский интерес» и итальянской Северной лигой.

Однако французские СМИ пишут, что евроскептиков из стран Восточной Европы смущает декларируемая близость Марин Ле Пен с российскими властями. Правда, известно также, что Ле Пен все же ведет переговоры с польской партией «Новые правые». Ее возглавляет еще один политик, известный своими симпатиями к России - Януш Корвин-Микке, который называет себя «консервативным либералом».

И все же для формирования отдельной фракции в Европарламенте, которая получит также и бюджетное финансирование, этого недостаточно. Правые популисты или антимигрантские (они же антиевропейские) политики, как называют «Национальный фронт» и их единомышленников в ЕС, имеют достаточно голосов, чтобы создать свою отдельную группу. Для этого нужно, чтобы в нее вошли не менее 25 депутатов, но уже сейчас союзников у Ле Пен больше. Но есть и второе условие. Эти европарламентарии должны представлять не менее чем семь стран.

И вот тут-то у Ле Пен проблема. Ей не хватает партий из двух стран. Ими могли бы стать, например, греческие неонацисты из «Золотой зари», венгерские «реваншисты» из партии «Йоббик», «Болгарское национальное движение», ультраправые «Истинные финны» и еще кто-нибудь из скандинавских «правых», или, как вариант, евроскептики из Чехии или Словакии. Но дело в том, что Ле Пен уже опередили. Одна «евроскептическая» фракция в Европарламенте уже сформирована, и она как пылесос старается засосать всех депутатов, свободных пока от обязательств перед другими объединениями.

О создании депутатской группы «Европа свободы и демократии» сообщил на днях лидер консервативной британской Партии независимости Соединенного Королевства Найджел Фарадж. «Мы будет на первой линии битвы за обновление, свободу, национальную демократию и процветание в Европе», - пообещал он.

К двадцати четырем однопартийцам Фараджа присоединились итальянцы из популистского объединения «Пять звезд» политического сатирика и публициста Джузеппе Грилло. Кроме того, во фракцию евроскептиков, не менее пессимистично настроенных также и в отношении Кремля, вошли два евродепутата из литовского «Порядка и справедливости» экс-президента страны Роландаса Паксаса, столько же шведов, лидер чешской «Партии свободных граждан» Петр Мах, один латышский депутат и даже бывшая коллега Ле Пен по «Национальному фронту» француженка Жоэль Бержерон. Она не разделяет жесткие антимигрантские лозунги своих бывших коллег, поэтому, избравшись по спискам Фронта, после выборов призвала дать право голоса иммигрантам, а затем вышла из партии.

Правда, источник в аппарате Европарламента говорит, что выход Бержерон из «Национального фронта» мог произойти благодаря усилиям некоторых видных европейских деятелей, занявшихся выстраиванием «санитарного кордона» вокруг партий, замеченных в излишних, по мнению Еврокомиссии, симпатиях к Кремлю и лично вокруг слишком активной Марин Ле Пен. Ведь без Бержерон фракция евроскептиков не соответствовала бы требованию о том, чтобы среди ее членов были представители не менее чем семи стран ЕС.

Так это или нет - сказать сложно. Зато сами евроскептики, оппонирующие Ле Пен, собрали в свою фракцию уже 48 депутатов и говорят, что она будет расширяться дальше. Так, по словам чешского евродепутата и члена фракции «Европа свободы и демократии» Петра Маха, к ней может присоединиться лидер словацкой партии «Свобода и солидарность» Рихард Сулик и немецкая «Альтернатива для Германии», которая в прошлом созыве Европарламента входила в крупнейшую Консервативную фракцию.

По словам чешского политика, с ними «идут переговоры». Впрочем, он сам отмечает, что формирование фракции шло очень тяжело, поскольку перетянуть к себе депутатов старались как консерваторы, так и «Национальный фронт» и его голландские союзники.

Если британцы или крупнейшая фракция консерваторов смогут «перехватить» еще хотя бы две-три правые группы, пусть даже по одному-два депутата, то Марин Ле Пен утратит шанс сформировать собственную фракцию. Потому что ее объединение не будет соответствовать требованию о представительстве во фракции не менее семи стран. Это будет тяжелый удар по тем российским политикам, которые уже надеялись через своих союзников хотя бы немного влиять на решения Европарламента, а может быть даже попытаться поучаствовать в дебатах о назначении главы Еврокомиссии.

Эти дебаты, напомним, неформально пройдут на следующей неделе, когда лидеры стран ЕС должны определиться с предпочтительной для большинства из них кандидатурой. В своем выборе они обязаны учитывать итоги выборов в Европарламент (в соответствии с Лиссабонским договором, который неофициально называют конституцией Евросоюза). Иначе говоря, чиновникам придется хотя бы обратить внимание на то, какие фракции там сформированы. И мнение Марин Ле Пен не будет учтено, если у нее не выйдет создать собственную депутатскую группу.

Затем Европарламент будет утверждать кандидатуру потенциального главы Еврокомиссии (ЕК), других еврокомиссаров, а также своего спикера. Предыдущий председатель Европарламента Мартин Шульц сложил с себя полномочия 18 июня. Процесс утверждения начнется после 1 июля, когда европейские депутаты соберутся на первое после выборов заседание.

Впрочем, малые фракции не смогут повлиять на голосование по кандидатурам еврокомиссаров, главы ЕК и спикера, потому что две крупнейшие фракции (консерваторов и социал-демократов) контролируют более половины мест в Европарламенте. Так что о формировании фракции Марин Ле Пен надо бы объявить не позднее начала следующей недели. В противном случае не будет ничего удивительного в том, что ее союзники, включая московскую «группу поддержки», потеряют интерес «Национальному фронту».

Иван Преображенский