Posted 15 сентября 2014,, 17:52

Published 15 сентября 2014,, 17:52

Modified 31 марта, 11:36

Updated 31 марта, 11:36

Провинциальное Подмосковье

15 сентября 2014, 17:52
Избирательная кампания в Московской области не продемонстрировала напряженной борьбы и прошла по «провинциальному» сценарию: большинство голосов — у партии власти. Однако общественники сигнализируют о нарушениях.

Избирательная кампания в Московской области не продемонстрировала напряженной борьбы и прошла по «провинциальному» сценарию: большинство голосов — у партии власти. Однако наблюдатели сообщают о многочисленных нарушениях, допущенных в ходе голосования, и полагают, что их отсутствие или предотвращение могло решительно изменить итоговую расстановку сил.

В единый день голосования, 14 сентября, жители Московской области выбирали 101 главу различных муниципалитетов, депутатов 211 местных Советов и (в Наро-Фоминске и Дмитрове) депутатов Мособлдумы. Средний показатель явки избирателей, по данным Мособлизбиркома, составил около 28%, что заставило главу счетного органа Ирека Вильданова «гордиться за жителей». Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев тоже оценил политическую активность граждан, назвал имеющийся процент явки «хорошим» и отметил: «Конечно, хотелось бы 75%».

Впрочем, по мнению общественных наблюдателей, даже имеющиеся показатели явки отчасти были добыты путем таких серьезных нарушений и фальсификаций, к которым, например, в соседней столице не прибегали уже довольно давно. Так, по оценке движения за права избирателей «Голос», ситуация с выборным процессом в Подмосковье «намного тревожнее», чем в Москве. Сообщения о нарушениях поступали активистам из разных городов, однако наиболее пессимистичная картина сложилась на выборах в городские Советы Балашихи, Королева и Жуковского.

Координатор движения «Голос» в Московской области Татьяна Волкова располагает проверенной информацией только о пяти незаконных вбросах бюллетеней в урны избирательных участков Балашихи. Причем два из них — в одном и том же месте. По ее словам, сотрудники полиции, во время вызванные активными наблюдателями, задержали некоторых нарушителей, однако председатели проблемных комиссий на инциденты не отреагировали, как ни в чем не бывало продолжив работу. Ближе к стадии подсчета бюллетеней из участковых (УИК) и территориальных (ТИК) избирательных комиссий были удалены некоторые члены с правом совещательного голоса, хотя согласно закону, их могут лишь «отстранить от работы», но никак не прогонять.

В Королеве на некоторые участках также выгоняли членов комиссий, не пускали журналистов и наблюдателей и отказывались выдавать общественным контролерам копии протоколов с результатами голосования. Кроме того, документ нередко переписывали, а данные искажали. «Есть совершенно анекдотические случаи. Допустим, кандидат от партии «Яблоко» получил 20%, а по итогам партия «Яблоко» по партийным спискам получила 0%. По одному и тому же участку. Кроме того, была применена такая тактика, как уточнение данных в ТИКе перед составлением протокола о голосовании», - рассказывает Татьяна Волкова.

По ее мнению, организация выборного процесса на ряде участков оставляла желать лучшего: некоторые УИКи открывались с опозданием, какие-то были перенесены местными властями в другие здания, а члены комиссий не были должным образом обучены и подготовлены. Отличились нынешние выборы и интересными новшествами. К примеру, по инициативе Мособлизбиркома, к рядовым общественным контролерам на многих участках присоединились члены «молодежных наблюдательных комиссий».

«Молодые люди, девушки студенческого возраста, слабо подготовленные в области выборов и избирательного законодательства, присутствуют на участках и пишут в Twitter оптимистичные сообщения о том, что на выборах все замечательно, хвалят комиссии, - поясняет Татьяна Волкова. - По странному совпадению, на тех участках, где были зафиксированы нарушения, этих молодых людей не оказалось».

Но, несмотря на изобретательность и активность, Мособлизбирком, как считают общественники, игнорировал сообщения активистов о нарушениях, первоначально лишь осмеяв их в социальных сетях. «Мособлизбирком в социальных сетях реагировал на это шутливо. Но когда начали появляться фотографии, они перестали проявлять активность. Шутки кончились. Все попытки взаимодействовать с Мособлизбиркомом, как-то исправить ситуацию, заканчивались ничем. Нам обещали разобраться, но ничего не делали», - сетует координатор «Голоса».

В разбирательствах с Мособлизбиркомом намерена дойти до суда партия «Яблоко». По мнению руководителя ее подмосковного отделения Александра Гунько, голоса демократов попросту приписали другим. Выборы в Королеве и Балашихе он называет «беспределом» и констатирует, что за 10 лет работы на выборах не видел подобного масштаба нарушений ни разу. «По данным экзит-полла мы набирали по Королеву 30%, 50-60% в Жуковском. Мы два часа в Королеве лидировали, шли впереди и потом пошла приостановка подсчета голосов по всем районам», - говорит он. В результате, по словам Гунько, показатели партийных кандидатов с 30% непонятным образом упали до 5%, а итоговые протоколы наблюдателям на ряде участков так и не выдали. «160 наблюдателей у нас было только в Королеве, в Жуковском по два наблюдателя сидело на каждом участке. Что есть наблюдатели, что их нету — ничего не помогает», - резюмирует глава подмосковного «Яблока».

«На выездное голосование взяли 50 бюллетеней при 9 строках в реестре. Председатель отказался предоставить мне для ознакомления реестр выездного голосования, когда я написал жалобу, он отказался ее принимать, когда я начал фиксировать его отказ на видео, отобрал у меня телефон», - описывает «типичный сценарий» на выборах в Балашихе наблюдатель, член инициативной группы «Хорошее дело» Алексей Миняйло. Завершилась история тем, что активисту удалось составить жалобу, которую подписали все контролеры, однако через некоторое время его попросту выгнали из здания УИК и отвезли в отделение полиции. Как он узнал позже, остальных независимых наблюдателей постигла похожая участь. По словам Алексея, подсчет голосов комиссия начала только после того, как «с участка были удалены независимые общественные контролеры».

"Я наблюдаю на выборах с 2008 года, на выборах в Московской области я никогда не видел того, что я видел в этом году в Жуковском. Это близко к какой-нибудь далекой глубинке, когда общественных контролеров выгоняют скопом, забирают в полицию, избивают, а заканчивается все переписыванием части протоколов», - считает активист.

В качестве примера он приводит свой участок, где до его «удаления» кандидат от партии «Яблоко» шел на первом месте с приличным отрывом — это, по его словам, было указано в протоколе. Однако сейчас официальные данные гласят, что он набрал всего пару процентов голосов. Наблюдатель полагает: подобная ситуация для прошедших выборов в Жуковском — совершенно типична.

По мнению Миняйло, основанному на информации от ряда членов комиссии, уже позже, непосредственно в ТИКах, председатели участковых комиссий вместо переноса имеющихся данных на увеличенную форму протокола отправлялись в актовый зал, после чего попросту переписывали документы.

Между тем председатель Мособлизбиркома Ирек Вильданов не согласен с обвинениями, отмечая, что жалобы в единый день голосования в Московской области носили бытовой характер, заявлений об отмене результатов выборов не поступало Он рекомендует партии "Яблоко" обратиться в суд, если ее наблюдатели сумели зафиксировать нарушения на избирательных участках в Подмосковье. Вильданов добавил, что недовольные результатами выборов будут всегда. "Есть некая политическая культура. У нас недовольные начинают друг друга обижать и оскорблять. Это, к сожалению, признак низкой политической культуры", - отметил он.

Между тем, политолог Дмитрий Орешкин считает, что в плане выборов Подмосковье постепенно отдаляется от «вменяемых» столичных норм и все быстрее обретает «провинциальные» черты: «Эти факты (нарушений, - «Росбалт») говорят о том, что Москва — совершенно отдельное образование в смысле электоральной политики, электоральной культуры в стране. Здесь есть серьезная социальная активность, которая выразилась в 2011 году в уличных шествиях и вменяемая власть. А вокруг Москвы ситуация систематически ухудшается. Московская область вместо того, чтобы тяготеть к Москве, тяготеет к сугубо провинциальным факторам голосования. Это уже Астраханский сюжет, это уже Тамбовский сюжет, когда бьют, когда переписывают протоколы так, как раньше не делали, и это, конечно, признак деградации», - полагает Орешкин.

Денис Гольдман