Posted 25 ноября 2014,, 17:30

Published 25 ноября 2014,, 17:30

Modified 31 марта, 10:31

Updated 31 марта, 10:31

Каша из топора

25 ноября 2014, 17:30
Гибель части урожая гречихи в Сибири привела к ажиотажу: гречка стала исчезать, а цены - увеличиваться в разы. Эксперты же уверены, что вся эта истерия - надуманная, и ситуацию намеренно подогревают спекулянты.

Гибель части урожая гречихи в Сибири привела к ажиотажу: гречка стала исчезать с прилавков и возвращаться с «подросшими» в разы ценниками. Напуганные покупатели принялись сметать продукт с прилавков, запасаясь им впрок. Повторилась история четырехлетней давности. Между тем большинство экспертов уверены, что истерия вокруг нехватки гречки - надуманная, и, подогревая интерес покупателей, кто-то зарабатывает на спекулятивном повышении цен.

«То, что сейчас происходит на рынке гречки, имеет несколько причин. Во-первых, это падение урожайности на Урале и в Сибири. Во-вторых, это искусственно раздутая паника среди населения. В-третьих, это производители, которым на фоне паники среди населения выгодно раздувать цену на свою продукцию. Эти три фактора привели к нынешнему росту цен на гречку и ее дефициту на рынке», – считает председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Дмитрий Кравченко.

На нынешний рост цен на гречку сильнее всего повлияла именно паника среди населения, которая раздулась, в том числе благодаря СМИ, полагает предприниматель. «Данная проблема является больше выдуманной, чем реальной, и в скором времени паника должна утихнуть, что приведет к снижению цен на гречку. Поэтому я не думаю, что сейчас речь идет о серьезных угрозах и каких-либо выраженных негативных последствиях для потребительского сектора. Если вспомнить кризис на рынке гречки четырехлетней давности, то тогда неурожай наблюдался практически на всей территории страны – тогда урожай упал практически на 30%. Тогда тоже распространилась паника среди населения и производители поймали волну, взвинтив цены. Но вскоре цены пошли на спад, после того как утихла паника», – напомнил Дмитрий Кравченко.

Рост цен на гречку не достигнет такого уровня, какой наблюдался в 2010 году, несмотря на спекуляции, считает аналитик потребительского сектора УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. Как заявил эксперт корреспонденту «Росбалта», потери урожая сейчас меньше, чем четыре года назад.

«Основная причина – это дефицит предложения из-за неблагоприятных погодных условий в некоторых регионах Сибири. Сибирский федеральный округ традиционно является крупнейшим поставщиком гречихи, и с тем, что урожай серьезно пострадал, связаны сокращение предложения и последовавший рост цен. Кроме того, в ситуациях таких дисбалансов какая-то часть рынка может проводить недобросовестную политику», – рассказал Максим Клягин.

Эксперт уточнил, что пока окончательные оценки итогов сезона и объемов погибшего урожая еще не названы. «Если выпадающие объемы будут небольшими, – а предварительно поступала информация о гибели 10-15% урожая, – то в этом случае рост цен на розничном рынке на эту продукцию будет не таким выраженным, как в прошлые годы. Он ограничится диапазоном 30-50%. Но в любом случае он не будет столь большим, как в период прошлого локального кризиса. Тогда урожай сократился на 40%, а цены на пике выросли примерно на 200%», – напомнил Максим Клягин.

Ажиотаж, приведший к росту цен на гречку, стал результатом работы спекулянтов, считает и директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. По мнению эксперта, подорожания можно было избежать. «Люди очень сильно напугались того, что Банк России сделал с рублем, когда в начале ноября была просто валютная катастрофа. Спекулянты поняли, что население находится в состоянии паники и с ним можно делать все что угодно. А государство не преследует злоупотребление монопольным положением, спекуляцию. Поэтому сейчас видим атаку на рынке гречки, сопоставимую с 2010 годом. Напомню, что тогда все склады страны были завалены гречкой, потому что она очень хорошо хранится. Но в реальности был отчаянный дефицит, и цены выросли в три с половиной раза за несколько месяцев. Сейчас происходит нечто подобное в меньшем масштабе», – заметил Михаил Делягин.

Официальное объяснение роста цен сводится к рассказу о том, что в Алтайском крае заледенела почва и потому погиб урожай гречихи, а весной следующего года урожай будет меньше обычного. «Действительно, в этом году собранный урожай гречки меньший, чем в прошлые годы, но гречка прекрасно хранится, и с прошлых лет она должна была остаться на складах. То, что это спекуляция, которая не имеет никакого оправдания, подтверждается и тем, что говорилось о планах Росрезерва выйти на рынок гречки с интервенцией крупы, чтобы нормализовать ситуацию. Но Росрезерв интервенцию, насколько известно, до сих пор не осуществляет. Как можно судить, он выступает на стороне спекулянтов. Сейчас схожую историю нам начнут рассказывать еще и про соль – бред о том, что Украина перестала поставлять соль в Россию, поэтому Россия останется без соли. Как будто нет Белоруссии, как будто нет собственного производства соли в России», – констатировал Михаил Делягин.

Эксперт напомнил, что в 2010 году президент Дмитрий Медведев говорил, что в итоге все причины «гречневых спекуляций» удалось выявить. Однако никого за это так и не наказали. «Сейчас господин Медведев не президент, а премьер, но стиль его деятельности остался такой же», – сказал Михаил Делягин.

Ажиотаж, поднятый вокруг якобы существующего дефицита гречки, является нездоровой и ненормальной ситуацией, считает президент Союза крестьянских (фермерских) хозяйств Омской области Иван Бригерт. По его словам, в Омской области есть предложения по продаже тонны гречки за 25 тыс. рублей, однако нет покупателей. Все разговоры о нехватке гречки надуманны, заявил Иван Бригерт. "Не знаю, кому это оказалось выгодно. Но это какая-то глупость. И дело не только в гречке. Вчера видел в магазине, как бабушки уже и соль разбирают", – рассказал фермер.

Он отметил, что гречневая крупа не относится к числу самых необходимых продуктов. "Когда у меня на предприятии на обед варят гречку, то люди даже морщатся, так как предпочли бы вместо нее картошку. Пройдет время, ажиотаж спадет, завезут на полки гречку, и ее опять никто брать не будет", – уверен Иван Бригерт.

У писателя Ярослава Гашека есть бессмертный рассказ «Об уфимском разбойнике, лавочнике Булакулине». В нем рассказывается о спекулянте: даже когда его вели на расстрел, он рассуждал, стоило ли продавать колбасу или ее надо было припрятать – чтобы потом продать подороже. Современным спекулянтам ни расстрелы, ни даже общественное порицание не грозят. А значит «разбойники» могут продолжать свое черное дело.

Дмитрий Ремизов