Posted 15 января 2015,, 16:00

Published 15 января 2015,, 16:00

Modified 31 марта, 09:52

Updated 31 марта, 09:52

Озеро раздора

15 января 2015, 16:00
Понижение уровня воды в Байкале привело к «обмену колкостями» между властями Бурятии и Приангарья. Между тем для людей, живущих по берегам Байкала, озеро – это не только источник дохода, это сама жизнь.

Понижение уровня воды в Байкале привело к «обмену колкостями» между властями Бурятии и экозащитниками с одной стороны, властями Иркутской области и энергетиками - с другой.

Министр природных ресурсов Бурятии Юрий Сафьянов заявил о рекордном обмелении озера Байкал. По его словам, из колодцев прибрежных поселков ушла вода. Вышедшие на подледный лов в районе дельты реки Селенги рыбаки жалуются на отсутствие рыбы. Ответственность за происходящее власти Бурятии возложили на ОАО "Иркутскэнерго", которое забирает для своих нужд воду из озера. «Преднамеренно в интересах энергетиков допускается понижение уровня озера Байкал в маловодный период ниже законодательно установленного уровня 456 метров», – написал сенатор от Бурятии, член-корреспондент РАН Арнольд Тулохонов в обращении к генпрокурору РФ. Глава Бурятии Вячеслав Наговицын поручил своим министрам обратиться с протестом на действия иркутских энергетиков в Минприроды РФ.

Ответ ОАО "Иркутскэнерго" был беспрецедентно жестким: пресс-служба компании рекомендовала правительству Бурятии «воздержаться от необоснованных и зачастую популистских высказываний». Такой демарш энергетиков явно стал возможен благодаря поддержке иркутских властей. На это указывают и заявления местных ученых: если бурятские ученые говорят об угрозе экосистеме Байкала, то их иркутские коллеги из Лимнологического института Сибирского отделения РАН высказались в том духе, что все нормально, и уровень воды в озере можно еще понизить.

Руководитель Байкальской программы Greenpeace России Аркадий Иванов считает, что попытки энергетиков оправдываться бессмысленны. «Процентно» распределить вину, конечно, нельзя, но «Иркутскэнерго» сыграло не последнюю роль во всей этой ситуации, сильно сработав из Байкала воду, и воды просто не хватило в маловодный год. С большой вероятностью главным «виновником» являются именно энергетики», – полагает Аркадий Иванов.

Понижение уровня воды в Байкале создает неблагоприятные условия для экосистемы озера и населения региона, считает сопредседатель общественной организации «Байкальская экологическая волна» Марина Рихванова. Как заявила экозащитница корреспонденту «Росбалта», к такому развитию ситуации привела деятельность иркутских энергетиков в условиях меняющихся природных факторов.

«Появилась проблема с водоснабжением городов и поселков, расположенных в округе Байкала – как в Бурятии, так и в Иркутской области. Сегодня я разговаривала с жительницей Листвянки – она рассказала, что воды в колодцах нет. Ожидается также снижение рыбных запасов – примерно на весь разрешенный объем вылова омуля. Также из-за того, что уходит грунтовая вода, оголяются, осушаются торфяники, которые потом возгорают», – перечислила Марина Рихванова.

По мнению экозащитницы, в нынешней ситуации сказались как объективные причины, так и субъективные. «Действительно, из-за глобальных изменений климата где было жарко – становится холодно, а где было много воды – стало мало. Точно прогнозировать невозможно. Но с другой стороны, в нашем регионе явно недостаточно гидрометеорологических пунктов для наблюдения, сбор первичной информации для прогнозирования недостаточно хорош. А ведь на Байкале периодически происходит смена циклов: длительный период многоводных лет сменяется маловодным. По прогнозам гидрометеослужб, в прошлом году должен был быть переход к многоводным годам, а его не произошло. В итоге, когда для благоприятного развития экосистемы нужна была высокая вода, ГЭС создала спад», – констатировала Марина Рихванова.

Новые предложения по изменению регламента уровня воды в озере вызывают у экологов еще большую тревогу.
«Когда построили Иркутскую ГЭС, то это итак привело к изменению уровня воды в Байкале. Природа Байкала постепенно адаптировалась к этому изменению. Но сейчас предлагают увеличить ежегодный диапазон уровня воды. Понятно, что это предлагается ради увеличения доходов энергетиков, но ведь последствия дисбаланса от таких перемен для фауны и флоры озера не просчитан и предсказать эти последствия не возьмется никто. Поэтому было бы более правильным разработать регламент, который бы определил, что нужно делать в условиях экстремально высокой или экстремально низкой воды, который учел бы вопросы и безопасности, и сохранения экосистемы, и сохранения водоснабжения», – подчеркнула Марина Рихванова.

Понижение уровня воды в Байкале негативно сказывается на экосистеме озера, считает и директор Байкальского института природопользования Сибирского отделения РАН, доктор географических наук Ендон Гармаев. «Понижение уровня воды ведет к нарушению экологического равновесия. Оно приводит к осушению пологов восточного побережья озера, мелководных заливов, где находится основное разнообразие растительных и животных организмов. В этих мелководьях происходит нагул молоди рыбы. В результате осушения погибает та придонная масса, которая необходима как кормовая база рыб. Особенно сильно это отразится на дельте реки Селенги – главного притока Байкала», – уточнил Ендон Гармаев.

По словам ученого, предпосылкой к сложившейся ситуации послужило маловодное лето. «Летне-осенний сезон выдался маловодным, дождей долго не было, и, соответственно, приточные части Байкала не набрали воду. С поверхностным притоком в год в среднем поступает около 60 кубокилометров и столько же сбрасывается через плотину Иркутской ГЭС. Так выдерживается водный баланс озера. Однако в прошлом году поступило 63% от многолетней нормы воды. И сегодня мы впервые идем на нарушение постановления правительства РФ, которым регламентирован уровень воды в Байкале в пределах метрового диапазона: 456,0 – нижний уровень по тихоокеанской системе высот и 457,0 – верхний уровень», – констатировал Ендон Гармаев.

Географ отметил, что иркутские энергетики в условиях маловодья не позаботились о сохранении объема воды в Байкале. «В лимитирующий период – в начале сезона, в апреле-мае – был осуществлен повышенный сброс воды в нижний бьеф – когда надо было копить воду в озере. Сброс воды продолжался в течение всего лета. Очевидно, что такая ситуация сложилась, в том числе, из-за неразумной водохозяйственной деятельности, из-за интересов энергетиков. Известно, что электроэнергия, вырабатываемая ГЭС, – самая дешевая, а иркутские энергетики преследуют цель получить наибольшую прибыль», – заметил Ендон Гармаев.

Если для людей, живущих по берегам Байкала, озеро – это сама жизнь, то для энергетиков и их лоббистов – это не более чем источник дохода. Иркутск и Улан-Удэ обмениваются шпильками в адрес друг друга, а электроэнергетическая корпорация позволяет себе некорректные высказывания в отношении властей соседнего региона. Так начинается феодальная междоусобица?

Дмитрий Ремизов