Posted 5 февраля 2015,, 07:37

Published 5 февраля 2015,, 07:37

Modified 31 марта, 09:32

Updated 31 марта, 09:32

Предсмертное заявление Литвиненко писал адвокат

5 февраля 2015, 07:37

ЛОНДОН, 5 февраля. Предсмертное заявление бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, в котором он прощается с родными и обвиняет в своей смерти Владимира Путина, написал его адвокат Джордж Мензис. Об этом на открытых слушаниях в Лондоне заявил друг семьи Литвиненко Александр Гольдфарб.

Заявление Литвиненко написано прекрасным, образным языком, поэтому изначально не скрывалось, что Александр, довольно плохо владевший английским, писал его не сам. Однако на одном из прежних допросов Гольдфарб рассказывал, что Литвиненко сам надиктовал ему текст по-русски, а затем они с Мензисом лишь перевели его на английский и принесли Литвиненко на подпись. Теперь же Гольдфарб описал совершенно другую версию создания документа, причем не смутившись пояснил, что прежние показания были вызваны желанием Мензиса дистанцироваться от дела Литвиненко.

К созданию заявления и в особенности к его дальнейшему распространению в прессе имела отношение компания известного британского медиамагната лорда Тима Белла, который оказывал беглому российскому олигарху Борису Березовскому услуги в области пиара и рекламы. Мензис и Белл дадут показания суду сегодня.

Гольдфарб также рассказал о сотрудничестве Александра Литвиненко с британскими спецслужбами. По его словам, Саша сказал ему об этом в начале 2003 года. А в 2005-м, по словам свидетеля, Литвиненко сообщил ему, что также сотрудничает с испанскими спецслужбами, сообщает BBC.

Кроме этого, накануне следователь полиции Брент Хайатт с советником дознания Робином Тамом по ролям зачитывали показания Литвиненко, данные им в госпитале за несколько дней до смерти. "Я не привык, чтобы за меня платили. Но в таком дорого отеле я подумал, что могу позволить себе принять предложение Андрея (Лугового) выпить чаю. Я налил себе, хотя в чайнике чая было мало. Он был зеленый, без сахара, холодный. Мне он почему-то не понравился. Я сделал несколько глотков и больше не пил", - процитировал Там ключевые слова Литвиненко.

"Когда я ушел из отеля, у меня было странное ощущение. Я чувствовал, что они хотели меня убить. Потому что мне об этом сообщили. Российские спецслужбы хотели меня убить", - добавляет на записи Литвиненко.

После встречи с Луговым Литвиненко позвонил Борису Березовскому и сообщил, что Марио Скарамелла передал ему документы, доказывающие причастность высокопоставленных российских чиновников к убийству Анны Политковской.

Хайатт также рассказал, что 31 октября 2006 года, то есть накануне отравления, Литвиненко провел загадочную встречу с неким человеком. Давая показания в больнице, Литвиненко отказался сообщить Хайатту, что это был за человек, однако дал следователю номер его телефона и сказал, что не против, если Хайатт сам все выяснит. "Вы можете публично сказать, кто был это человек?" - спросил Там. "Нет", - невозмутимо ответил следователь.

Вдова Марина Литвиненко Марина в ходе открытого разбирательства сообщила, что экс-разведчик хотел быть похороненным в России, в Чеченской Республике. Для этого Литвиненко, как сообщалось, незадолго до смерти принял ислам, хотя в детстве был крещен в православной церкви. К нему в больницу был приглашен имам, процедура заняла несколько минут. Затем имам прочитал над Литвиненко суру Ясин из Корана, которую читают над умирающими мусульманами. После смерти бывший чекист был похоронен на одном из мусульманских кладбищ британской столицы.

По словам вдовы, решение сменить религию Литвиненко принял после разговора со своим другом - бывшим лидером чеченских сепаратистов Ахмедом Закаевым, бежавшим из России и также находившимся в Лондоне, передает Echo News. В РФ Закаев был объявлен в международный розыск по обвинениям в терроризме.

С 27 января в Высоком суде Лондона проходит открытое разбирательство по делу о гибели экс-сотрудника российских спецслужб и о степени причастности к этому Москвы.

Александр Литвиненко, бежавший из России в 2001 году, скончался 23 ноября 2006 года в результате отравления высокорадиоактивным веществом полоний-210. Его самочувствие стало ухудшаться после встречи с бывшими коллегами Андреем Луговым и Дмитрием Ковтуном и совместного чаепития в лондонском отеле Millennium.