Posted 8 сентября 2015,, 12:25

Published 8 сентября 2015,, 12:25

Modified 31 марта, 06:24

Updated 31 марта, 06:24

Выборы в Ленобласти обошлись без жертв

8 сентября 2015, 12:25
Дни голосования в России редко обходятся без грязных политтехнологий и акций оппозиции. В этом смысле Ленобласть может служить примером региона, где кампания проходит без скандалов.

Менее чем через неделю в 83 регионах России пройдет единый день голосования. Такие внутриполитические события редко обходятся без грязных политтехнологий, чрезмерного задействования админресурса и несанкционированных акций оппозиции. В этом смысле, по мнению экспертов, Ленинградская область наряду с Еврейской автономной областью и Камчаткой может служить примером региона, где кампания пройдет без скандалов.

Всего 13 сентября в ходе 10,8 тыс. кампаний в 83 регионах РФ будет распределено 92 тыс. мандатов. В основном это мандаты муниципальных, городских и региональных депутатов. Но в 21 регионе пройдут прямые выборы высших должностных лиц. При этом на 21 одно место изначально претендовали 142 кандидата.

Разумеется, столь масштабное электоральное событие не смогло обойтись без политических дрязг, судебных разбирательств, громких заявлений в прессе и несанкционированных митингов. В большинстве случаев все предвыборные скандалы были связаны с регистрацией кандидатов в депутаты различных уровней и затрагивали прежде всего несистемную оппозицию. Тут и заявление партии ПАРНАС в СКР по Новосибирской области с требованием возбудить уголовное дело в отношении сотрудников областного избиркома по фактам фальсификации документов; и отказ в регистрации кандидатов от той же ПАРНАС на выборы в Гордуму Перми; и арест в Костроме члена федерального бюро партии Андрея Пивоварова, которого подозревают в незаконном использовании базы УФМС для проверки достоверности подписей; и жалоба "Гражданской инициативы" в ЦИК России на решение избиркома Калужской области отказать в регистрации списка партии на выборах в региональное заксобрание. И это далеко не все скандалы, связанные с этими выборами.

Но и губернаторские предвыборные кампании не обошлись без громких заявлений и скандалов. Например, в Иркутске в жесткое противостояние с действующим и.о. губернатора, представителем партии власти Сергеем Ерощенко, вступил кандидат от КПРФ Сергей Левченко, который построил свою кампанию на яростной критике существующих в области порядков. В Омске кандидата от КПРФ и вовсе поначалу не допустили до участия в выборах из-за проблем с подписями муниципальной поддержки – ситуация исправилась только после обращения в Верховный суд РФ. А в Калининграде бывший вице-губернатор, кандидат от партии "Родина" Сергей Журавский обвинил региональные власти в том, что они изначально были намерены не допустить его на выборы и сделали все, чтобы не дать ему пройти через муниципальный фильтр. По словам Журавского, в случае регистрации он стал бы реальным соперником Николаю Цуканову - врио губернатора области.

На этом фоне Ленинградская область выглядит бледно. Всего к выборам на должность руководителя региона из девяти кандидатов было допущено пять, прошедших муниципальный фильтр. Глава фракции ЛДПР в областном парламенте Андрей Лебедев, депутат Госдумы РФ, коммунист Николай Кузьмин, депутат ЗакСа Ленобласти Александр Перминов, представляющий "Справедливую Россию", предприниматель и глава Союза работодателей Ленобласти Александр Габитов, выдвигаемый 'Гражданской платформой" и врио губернатора Ленобласти Александр Дрозденко, поддержанный "Единой Россией". Кстати, кандидат от партии ПАРНАС изначально в списке присутствовал, но не прошел муниципальный фильтр. При этом он даже призывал муниципальных депутатов помочь ему со сбором их подписей из-за "логистических проблем" (надо слишком много ездить, чтобы до всех них добраться), а затем обвинил их в том, что они бояться гнева властей и призвал "Единую Россию" повлиять на них. Впрочем, на полноценный скандал эта история вряд ли тянет. Как и не выходит скандал из проходящего сейчас досрочного голосования: по информации ряда источников в районных администрациях, региональный административный ресурс демонстрирует подозрительное затишье, и если так пойдет и дальше, итоговый процент «досрочки» рискует быть ничтожно скромным.

Вероятно, это объясняется тем, что «главный» кандидат в областные губернаторы и его штаб рассчитывают не только на победу, но и на высокую явку 13 сентября. Об уверенности Дрозденко в своих силах говорит и его агитационная кампания, которая началась в мае этого года с отставки и следом – с победы на внутрипартийных праймериз, на которых врио губернатора получил ожидаемую поддержку однопартийцев и стал кандидатом от "Единой России".

После этого вся предвыборная кампания "будущего губернатора" (как ехидно называли его некоторые региональные СМИ), по сути, строилась на освещении деятельности Дрозденко в качестве высшего должностного лица региона. Это и участие в публичных мероприятиях, вроде фестивалей или соревнований, и "перерезание ленточек" по завершении строительства различных важных и не очень объектов, и переговоры с представителями федеральных министерств, ведомств и агентств, и заявления в СМИ о различных социальных инициативах. В целом, Александр Дрозденко пошел по пути, от которого вряд ли бы отказался любой действующий (пусть даже временно) губернатор, претендующий на переизбрание. Он не брезговал даже спасением котят, собственноручным ремонтированием радиоприемников пенсионерам и позированием перед фотокамерами босым на "скамейке счастья".

К тому же Александр Дрозденко оказался одним из тех немногих кандидатов в губернаторы, кто представил реальную предвыборную программу. По оценке фонда "Петербургская политика", из 21 кандидата в губернаторы от партии власти классическая программа была только у пятерых. У остальных она либо оказалась похожа на агитку, либо вообще отсутствовала.

Меж тем оппоненты "будущего губернатора" даже не пытались противопоставить его программе что-то действительно основательное и уж тем более не вступали с ним в полемику. Вот кандидат от ЛДПР Андрей Лебедев рассказывает на страницах 47news.ru три идеи по улучшению жизни в регионе. Прежде всего, пишет он (ну, или его копирайтеры), необходимо не приглашать заезжих деятелей культуры в регион на гастроли, а создавать актуальные, современные драматические произведения и ставить их собственными силами. Второе – надо поставить автомастерские-разборки под бдительный контроль и тем самым снизить в области количество угонов личного автотранспорта. В-третьих, необходимо оказывать материальную поддержку различным активистам – поисковикам, музыкантам, краеведам – на местах. Идеи прекрасные! Особенно следует всячески продвигать в общественном сознании инициативу по материальной поддержке поисковиков и деревенских гармонистов. Все это, без всякой иронии, действительно правильно. Но как-то слабовато для предвыборной программы кандидата в губернаторы одного из самых динамичных регионов РФ.

А ведь Ленинградская область является одним из немногих регионов России, в котором не был секвестрирован областной бюджет. По итогам 2014 года, профицит регионального бюджета составил 14 млрд рублей, что, кстати, позволило увеличить расходную часть по социальным статьям. Также у Ленинградской области один из самых низких государственных долгов среди субъектов РФ — в прошлом году он снизился до 13%. Добавим сюда рост реального сектора экономики, когда оборот промышленных предприятий региона за 2014 год вырос на 12,3% и впервые превысил 1,6 трлн рублей, и один из самых низких уровней регистрируемой безработицы в РФ — 0,38%.

В такой обстановке вполне естественными выглядят заявления самых различных политологов о том, что предвыборные кампании кандидатов в губернаторы свелись к продвижению тех партий, от которых они выдвигались. Это, собственно, подтверждают и сами кандидаты. Так, выдвиженец от партии "Гражданская платформа" Александр Габитов прямо заявил, что не надеется сменить Александра Дрозденко на посту главы Ленобласти. А председатель Федерального политического комитета этой партии Рифат Шайхутдинов добавил, что главная цель участия в выборах для "Гражданской платформы" - заявить о себе, "вставить" партию "в политическую конструкцию и поджать власть".

В нынешней избирательной кампании в Ленобласти нашлось, конечно, место и для театра абсурда – большая политика редко обходится без "особого рода персонажей". Так, депутат законодательного собрания ЛО Владимир Петров успел заочно и скандально засветиться в праймериз "Единой России", а потом все лето выступал с различными радикальными инициативами. Он, например, предложил обязать всех чиновников иметь в своих кабинетах палочки для селфи (чтобы пришедшие на личный прием к чиновнику граждане при решении их проблемы могли на радостях с этими чиновником сфотографироваться), а также пообещал прописывать желающих прийти на выборы в муниципальных квартирах и выдавать каждому избирателю по крышке для закатывания. Впрочем, Петров не в первый раз развлекает публику. В марте он взялся "откормить двух поросят на один МРОТ", установленный в ЛО для человека, чтобы продемонстрировать, что на такие деньги не выжить. А в апреле 2013-го беспокойный депутат даже написал письмо президенту США Бараку Обаме с требованием внести свое имя в "список Магнтитского", потому что власти США не борются за права человека в РФ, а лишь накаляют "отношения между Россией и остальным миром".

Кажется, единственным исключением из этого ряда "обмена мнениями с элементами абсурда" стала публикация фотографий свадьбы дочери Александра Дрозденко во Франции некими "хакерами" из "Анонимного интернационала". И хотя сами фото сопровождались язвительным текстом про "истинного патриота, не захотевшего обременять соотечественников непосильной ношей справления свадьбы дочери на родной земле", новость не заинтересовала даже самых падких до дешевых сенсаций журналистов. Оказалось, что этим фотографиям - уже несколько лет, что дочь Дрозденко вышла замуж за француза (а сыграть свадьбу на родине мужа, в общем, нормально), да еще и живут "молодые" в Москве, что было известно еще в 2013 году. Это как-то окончательно подорвало веру журналистов в перспективность и этого информационного повода.

Видимо, тем эта кампания и закончится: все останутся при своих. Александр Дрозденко продолжит руководить регионом, представители парламентских партий продолжат наживать политический капитал, а оппозиция копить политический. И даже Владимир Петров продолжит выдумывать информационные поводы на потеху публики, заранее знающей, кого она выберет себе губернатором.

Глеб Иванов