Posted 19 октября 2015,, 10:48

Published 19 октября 2015,, 10:48

Modified 31 марта, 05:49

Updated 31 марта, 05:49

СМИ: В МЭР предложили сокращать не число министерств, а число контролеров и проверок

19 октября 2015, 10:48

МОСКВА, 19 октября. Минэкономразвития предложило сокращать не число министерств, а число контролеров и проверок, сообщает РБК, который ссылается на двух источников в экономическом блоке правительства.

Ведомство выступило с инициативой создания "объединенных" инспекций на региональном или муниципальном уровне, которые проверяли бы только определенный круг небольших предприятий (например, общепит) по типовому набору требований в режиме одного окна.

Министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов по поручению президента готовит предложения по оптимизации структуры и сокращению численности контрольно-надзорных органов, их объединению по сферам деятельности, уточнению и исключению дублирования функций. Итоговый документ со всеми предложениями по реформе контрольно-надзорных функций должен быть представлен президенту 1 декабря, после того как будет рассмотрен и одобрен руководителем аппарата правительства Сергеем Приходько.

Проверки по принципу одного окна могут стать "компромиссом между серьезным перераспределением полномочий и оптимизацией структуры контрольно-надзорных органов", предположил федеральный чиновник, пересказывая текст письма, направленного в правительство.

"Объединенные" инспекции предлагается создавать на региональном или муниципальном уровне. Их собираются ориентировать на надзор за соблюдением обязательных требований, связанных с "ограниченными" рисками, возникающими в деятельности определенного круга предприятий. Для этого предлагается выделить перечень таких рисков и предприятий. Например, предприятия общественного питания с определенной мощностью, розничные магазины малого формата, производственные мастерские, небольшие производства. В отношении этих предприятий следовало бы составить типовой набор наиболее важных требований из различных сфер. Речь идет о пожарных, санитарных, ветеринарных, трудовых и природоохранных требованиях, которые и должен будет проконтролировать один инспектор.

При этом Минэкономразвития указало, что трудности могут возникнуть в налаживании эффективного взаимодействия "объединенных" инспекций с федеральными ведомствами. Нет ясности и с источниками финансирования таких инспекций. Пока Минэкономразвития предложило опробовать несколько пилотных проектов, делегировав полномочия регионам.

Идея с унифицированными проверками по принципу одного окна для малого бизнеса — один из вариантов, который может снизить нагрузку на бизнес, считает cопредседатель "Деловой России" Андрей Назаров. Но на практике такую идею сложно будет реализовать, заметил вице-президент "Опоры России" Александр Жарков.

В целом Минэкономразвития предлагает опираться на принцип "один риск — один контролер", то есть устранить ситуацию, при которой одно ведомство может заниматься несколькими типами рисков и в то же время один тип рисков может быть разделен между несколькими ведомствами. Это значит, что контрольно-надзорные органы, чьи функции и профильные риски пересекаются, могут быть объединены. Например, полномочия Росалкогольрегулирования (предельная численность — 1,4 тыс. человек) сводятся к обеспечению качества этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции, рассказал собеседник РБК. Другая функция этой службы — учет объема и производства этой продукции. Первая задача может решаться в рамках функций Роспотребнадзора (штатная численность — 18,1 тыс. человек). Вторая функция — в рамках полномочий ФНС по обеспечению собираемости налогов.

Для реализации принципа "один риск — один контролер" Минэкономразвития выступает за оптимизацию схем размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих контроль и надзор. Предполагается снижение количества соответствующих подразделений в Центральной части России за счет создания межведомственных подразделений. То есть в рассмотренном выше примере речь может идти о том, что Росалкогольрегулирование как орган федеральной власти сохраняется, но его функции на местах исполнят Роспотребнадзор и ФНС.

Когда же использование принципа "один риск — один контролер" и объединение контрольно-надзорных органов по тем или иным причинам невозможно, рассматривается вариант более четкого разграничения полномочий между проверяющими органами по проверяемым объектам. Таким способом можно было бы решить конкуренцию Роспотребнадзора и Россельхознадзора по надзору за оборотом пищевой продукции, говорят чиновники. Можно было бы установить запрет на проведение надзорных мероприятий Россельхознадзором в отношении оборота продукции, в том числе имеющей ветеринарные риски, в розничной сети. Такое же разграничение можно было бы применить и к санитарно-эпидемиологическим проверкам условий труда, которые сейчас проводит Роспотребнадзор, и проверкам охраны труда, выполняемым Рострудом.

Еще одним элементом реформы контрольно-надзорных органов мог бы стать соответствующий закон — с начала 2015 года Минэкономразвития подготовило уже несколько его версий. На прошлой неделе глава аппарата правительства Приходько провел совещание по контрольно-надзорной деятельности, на котором законопроект Минэкономразвития "Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации" был отправлен на доработку. Об этом РБК рассказали два участника совещания. Факт совещания подтв​ердили и в Минэкономразвития. Было решено законопроект дополнительно проработать, сказали в министерстве.

"В последней версии документа предполагалось систематизировать виды проверок и перечислить все возможные мероприятия по контролю и надзору. В итоге нагрузка на бизнес только увеличилась бы. Кроме того, законопроект сейчас не учитывает необходимость выполнить поручения премьера по оптимизации самой системы контроля и надзора", — заметил участник совещания.

"Опасения участников рынка, что в результате могут серьезным образом измениться сложившиеся подходы к контролю и тем самым ухудшится положение бизнеса, связаны не с законопроектом, а с избытком обязательных требований, их дублированием и пересечением, которые в настоящее время есть в законодательстве", — подчеркнул представитель Минэкономразвития.

Он также сообщил, что в настоящее время ведется работа над рядом поручений президента, связанных с совершенствованием контрольно-надзорной деятельности: "В связи с этим на совещании было решено подготовить развернутую "дорожную карту" на два ближайших года по реформированию в целом контрольно-надзорной деятельности. Подготовка данной карты была поручена Минэкономразвития. Но официальные поручения по итогам совещания в настоящий момент в ведомство не поступили, поэтому о конкретных сроках реализации данных решений пока сказать не можем".

Одновременно Минэкономразвития передало свое отрицательное мнение по поводу радикальных идей по сокращению числа министерств и ведомств. Позиция, что "механическое сокращение численности органов госконтроля и надзора нецелесообразно", направлена Абызову в рамках ответа на президентское поручение, сказал источник РБК.

Ранее, по данным издания, в правительстве рассказали, что в экспертный совет при правительстве поступили предложения по реформе контрольно-надзорных функций, из которых следует, что эта реформа может обернуться оптимизацией всей структуры правительства. Сообщалось, что в результате реформы из 21 действующего министерства может сохраниться только 15.

"Реализация этого подхода сопряжена с риском серьезного снижения контроля в органах, обладающих низкой общей численностью. В них практически отсутствует возможность маневра во внутреннем перераспределении полномочий", — объяснил позицию ведомства другой чиновник.

По его словам, есть риск и в существенном падении денежного содержания инспекторского состава, который в настоящее время финансируется в том числе за счет разницы между предельной установленной и фактической численностью. Кроме того, в 2014–2015 годах уже принимались решения об оптимизации, в том числе снижении предельной численности отдельных федеральных органов госконтроля и надзора. "В любом случае сокращения без существенной ревизии и сокращения выполняемых функций снизят качество контроля и повысят коррупционную составляющую из-за рисков существенного снижения официального денежного содержания инспекторов", — заключил собеседник РБК.

Тем временем ранее министр по делам "Открытого правительства" Михаил Абызов заявил, что президент России Владимир Путин не давал никаких поручений по сокращению федеральных министерств.

"Информации о подготовке и рассмотрении предложений по сокращению федеральных министерств не соответствует действительности. Таких поручений со стороны президента и председателя правительства не давалось, и соответствующая работа не ведется", — сказал он.

Абызов подчеркнул, что возможность сокращения не обсуждается, речь идет, скорее, о подготовке предложений, касающихся оптимизации структуры контрольно-надзорных ведомств.