Posted 29 декабря 2015,, 12:50

Published 29 декабря 2015,, 12:50

Modified 31 марта, 04:53

Updated 31 марта, 04:53

Метрополитен «на четверочку»

29 декабря 2015, 12:50
Проход в метро по банковской карте, стойки для зарядки мобильников, биотуалеты, умные камеры видеонаблюдения и собственное подразделение транспортной безопасности — руководство столичной подземки поделилось планами на 2016 год.

Сразу после новогодних праздников столичный метрополитен займется вопросом организации прохода через турникеты по банковским картам. Входы в подземку оборудуют специальными ридерами. Соответствующий аукцион для реализации проекта руководство метрополитена намерено объявить уже в январе, заявил журналистам первый замглавы столичной подземки Юрий Дегтярев.

Кроме того, пассажиры смогут расплачиваться банковскими картами в кассах. Весной этого года эксперимент стартовал на станции «Ленинский проспект», где такую возможность предоставляла всего одна касса. «В течение двух месяцев до 40% пассажиров оплачивали проезд картами», - заметил первый замглавы метрополитена. Теперь такая возможность есть еще на двух новых станциях: «Котельники» и «Технопарк». В следующем году метрополитен намерен расширять эту практику.

Однако главную роль среди прочих способов оплаты проезда руководство подземки прочит «Тройке». Сейчас обладателями карты являются более 5 млн москвичей. В следующем году метрополитен намерен показатель удвоить. «Таким образом, практически каждый житель Москвы будет иметь карту «Тройка», - заявил Дегтярев.

Помимо проезда на метрополитене, картой можно расплатиться в «Аэроэкспрессе», зоопарке и планетарии. В будущем метрополитен планирует расширять список возможностей «Тройки».

Правда, далеко не все проекты уходящего года оказались успешны. Еще недавно руководство подземки поговаривало о стойках для зарядки мобильников. Кое-где их даже поставили, но потом вдруг убрали. Почему? Глава метрополитена Дмитрий Пегов пеняет на вандалов: выдернули провода, повредили розетки, мониторы. «Можно, конечно, из бетона сделать эти стойки, но все-таки мы хотим, чтобы пассажиры понимали наше стремление развивать метрополитен. Невозможно к каждой стойке приставить охрану», - заметил Пегов.

Однако отказываться от проекта в подземке не собираются. «Теперь мы будем менять конструкцию, думать, как сделать так, чтобы минимизировать риски вандального воздействия», - заявил глава метрополитена.

В этом году на «Проспекте Мира» впервые в истории подземки появился биотуалет. Правда, задержался он там ненадолго. «Это не такая простая задача — реализовать отдельно стоящий на глубине туалет, обслужить его, и сделать это так, чтобы всем понравилось. Это огромная работа. Появились замечания, мы и сами их неоднократно озвучивали. Можно было, конечно, сразу 200 туалетов заказать, на каждой станции поставить, чтобы все ходили и плевались от того сервиса и запаха», - заявил Пегов. Но торопиться в метрополитене не стали.

«Мы понимаем, что услуга востребована, но давайте доделаем все так, чтобы было качественно», - подытожил он.

А вот с безопасностью и правопорядком вроде бы разобрались. «Зайцы» практически исчезли из столичной подземки, выручки от продажи билетов растут, прекратилась расклейка несанкционированной рекламы в вагонах.

Кроме того, в этом году в метро заработали 294 досмотровые зоны, где за безопасностью следят почти три тысячи сотрудников. Ежесуточно при входе в метро досматриваются порядка 130 тыс. граждан, 60 тыс. единиц багажа. «Ежедневно мы находим до 150-200 опасных предметов. Наибольшая часть — 81% - относятся к категории колюще-режущих. Однако встречается и огнестрельное оружие», - заметил начальник службы безопасности Московского метрополитена Владимир Муратов.

В планах на 2016 год создание современной интеллектуальной системы видеонаблюдения, которая будет охватывать все объекты метрополитена, реагировать на бесхозные предметы, проникновение посторонних в запретные зоны. При этом, камеры будут с высоким разрешением, заметил Муратов.

Параллельно создается пункт управления транспортной безопасности, куда будет стекаться вся информация.

Уже в следующем году столичная подземка может обзавестись собственным подразделением транспортной безопасности. Руководство метрополитена ждет от Минтранса нормативную базу, которая позволит реализовать проект.

«Как только ведомство выпустит нормативный документ, перед нами встанет дилемма: создать подразделение или нанять. Если будет выбран первый вариант, служба безопасности станет правопреемницей той системы безопасности на метрополитене, которая сейчас работает», - заявил Муратов.

Одним из главных нововведений этого года, которое перейдет по наследству следующему, — станут технологические окна. «Весь год мы работали над вопросами оздоровления путевой инфраструктуры. Мы поставили задачу провести 20 технологических окон, а провели 28», - подчеркнул Пегов.

В свою очередь его заместитель по вопросам инфраструктуры Марат Хаков добавил, что в этом году метрополитен на 84% перевыполнил план по замене шпал, вдвое превысил план по замене щебня. Выше нормы показатели работы по смене отдельных скреплений. «По сути трехлетнюю программу мы выполнили за два года: 2014-2015», - заключил Хаков.

На следующий год перейдет и практика ввода компенсационных маршрутов «М» на время закрытия станций. В 2015 году она применялась впервые. Наиболее значимым маршрут оказался на станции «Бауманская», которую закрыли на ремонт эскалаторов почти на год. Ежедневно маршрутом пользовались до 70 тыс. пассажиров. «В результате метрополитен не получил ни одной жалобы по закрытию станции «Бауманская». Подобный опыт позволяет реализовывать сложные проекты без особых неудобств для пассажиров», - отметил замначальника метро по пассажирской работе Юрий Дегтярев.

В начале следующего года, 2 января, на ремонт эскалаторов, отслуживших свой нормативный срок, закроется станция «Фрунзенская». Для пассажиров от «Парка Культуры» до «Спортивной» будет организован бесплатный компенсационный маршрут.

«Мы уверены, что справимся с этим вызовом не менее успешно, чем на станции «Бауманская», - заметил Дегтярев.

Кроме того, на 2016 год намечен ремонт эскалаторов на станциях «Фрунзенская», «Красные ворота», «Рижская», «Киевская», «Новослободская», «Спортивная», «Смоленская». Все эскалаторы, которые устанавливает метрополитен, российские - производятся на питерском заводе, подчеркнул Пегов. «Если на станции можно добавить еще один эскалатор, мы будем это делать», - добавил он.

Продолжится и программа ремонта пассажирской инфраструктуры. Сегодня в работе 96 вестибюлей и переходов. Половину из них в руководстве подземки обещают сдать уже к новому году. Еще 88 станций находятся в стадии проектирования. Ремонтные работы начнутся в 2016 году.

Обещают поддерживать в метрополитене и культурные проекты вроде «Дня йоги», который побил все рекорды популярности.

В целом метрополитен справился с задачами, которые ставил перед собой на год, заключил Пегов. Правда, работу своей команды скромно оценил на «четверочку».

Анна Семенец