Posted 1 апреля 2016,, 11:30

Published 1 апреля 2016,, 11:30

Modified 31 марта, 03:48

Updated 31 марта, 03:48

«Космос — неисчерпаемый источник вдохновения»

1 апреля 2016, 11:30
Если бы была такая возможность, нужно было бы разделить «Оскар» между работами российского мультипликатора Константина Бронзита и чилийского режиссера Габриэля Варгаса, считает режиссер Надежда Крылова.

Надежда Крылова с 2009 года работает в Доме молодежи Приморского района руководителем киностудии «Воображаемый космос». Снимает художественные и документальные фильмы, учит актерскому мастерству, основам режиссуры и операторского искусства. Она автор идеи и директор ежегодного Всероссийского кинофестиваля детского и молодежного кино «Галактика 35 мм».

О том, каких фильмов нам не хватает, что волнует подростков и почему премию «Оскар» получила короткометражка чилийского, а не российского режиссера, Надежда Крылова рассказала в интервью «Росбалту» в рамках проекта «Петербургский авангард».

— Как вы решили создать киностудию «Воображаемый космос»?

— Она появилась в 2009 году, до этого я сама снимала небольшое любительское кино. В какой-то момент поняла, что кино — это командная работа: нужны люди, чтобы вместе работать. На тот момент социальные сети были не так сильно развиты. Сейчас можно написать пост и быстро найти нужных людей. Тогда я подумала, что оптимальный вариант — научить ребят, тем более тех, которые к этому стремятся. Так начала складываться студия. Я сама училась на разных курсах, участвовала в лабораториях и киношколах. Вместе с ребятами осваивали кинопроизводство. Постепенно это стало выливаться в конкретную методику. Так и появилась киностудия «Воображаемый космос». Сейчас у нас есть режиссерский курс и курс актерского мастерства. Ребята занимаются по своему направлению, но часто сотрудничают, ведь режиссерам нужны актеры, а актерам хочется свой талант реализовывать в фильмах.

— У студии большой послужной список, много наград, успешная методика преподавания. У вас есть профессиональные секреты?

— Мне кажется, важно самому постоянно реализовывать свой талант. То есть снимать, ставить для себя сложные задачи и успешно их достигать. А если не очень успешно, то при этом все равно получать опыт.

— Выходит, тренер по хоккею обязательно должен играть в хоккей?

— Считаю, что в кино — да. Мне очень нравится постоянное самообразование. Первое мое образование не связано с кино (я инженер лазерных систем в ракетной технике и космонавтике), но параллельно я училась на кинокурсах. Особенно много мне дали лаборатория Александра Сокурова и школа Cinemotion. Потом поняла, что хочу академическое образование, что нужен более качественный и вдумчивый подход. И решила поступать на Факультет свободных искусств и наук СПбГУ.

— Как уживаются физика космоса и хаос творчества, технарь и гуманитарий?

— Прекрасно уживаются, я с детства любила математику, мне нравились точные науки. Считаю, что режиссер должен быть не только творческой личностью, витать в облаках и что-то придумывать. Это должен быть человек, который четко понимает, чего он хочет и как к этому прийти. Потому что кино — это сложная конструкция, которую, если витать в облаках, довольно сложно построить четкой, устойчивой и интересной зрителям.

— Студия называется «Воображаемый космос», первое образование у вас с космосом тоже связано. Почему так к нему тянет?

— В детстве мечтала стать летчиком, мне казалось: классно бороздить небо. Затем в какой-то момент узнала, что есть еще круче — есть космос! Космос — такое безграничное пространство, в котором возможно все, возможно реализовывать любые идеи, любые мечты. Мне кажется, в космосе даже возможна вечность. И искусство — это то, что может остаться в вечности. Такие разные аллегории вылились в то, что меня всегда волновала тема космоса. Поэтому киностудия — «Воображаемый космос». Космос — неисчерпаемый источник вдохновения, идей.

— Какие трудности преодолеваете в работе? Как учите снимать фильмы?

— Когда ребята приходят, то сначала не очень понимают, что это непростой труд. Видят уже готовый фильм в кинотеатре и им кажется, что они могут так же. Но придется приложить много сил и терпения. Здесь важно не спугнуть, не давать сложные задачи сразу. Иначе они могут закопаться, опустить руки. Маленькими шагами надо подвести к съемке своих фильмов. Кино — это, естественно, творческая вещь. И еще нужно аккуратно относиться к оценке, критике работ. Потому что для многих это первая реализация своего таланта, и очень важно аккуратно высказать критику. Ведь критика — это в первую очередь анализ. Надо показать, что можно было сделать лучше, при этом не задеть их чувств и настроить на дальнейшую работу.

— А о чем снимают кино в студии? Что волнует детей?

— Я занимаюсь не только с детьми и подростками. Приходят и те, кому за 30. Мне нравится, что людям в любом возрасте есть что сказать. Темы меняются в зависимости от возраста, социального контекста, каждой личности. Если взять последние пару лет (из того, что ребята снимают и какие фильмы присылают на кинофестиваль «Галактика 35 мм»), я бы сказала, что многие начинают с автобиографических тем. То есть с событий, которым они были свидетелями или даже виновниками. Снимают именно то, что волнует их в данный момент. Может быть, через фильмы они пытаются ответить на вопросы, решить проблему или поделиться своим опытом решения. Еще вечные темы, от которых не уходят: отношения между людьми, взросление, любовь, смерть. Часто ребята снимают кино о современных событиях, в том числе связанных с политикой, с изменениями в окружающем мире.

— Можете рассказать о работе, которая вас впечатлила, пробрала, тронула?

— В этом году на кинофестиваль «Галактика 35 мм» поступили 145 работ, я отсмотрела их все. И был один фильм, который вызвал у меня слезы. Это картина Эдуарда Желнина «Труша». Практически автобиографическая история про ребят в детдоме. Суровый мир, мужской мир, подростковый. Хотя в работе есть жесткие сильные сцены, фильм оставляет светлое чувство, в нем нет депрессивности и безысходности. Несмотря на события, которые происходят в нем, веришь в то, что добро все равно победит зло! К сожалению, сейчас молодежь снимает много мрачноватых фильмов. И мои ребята тоже касаются сложных, депрессивных тем. Мне, конечно, хочется,чтобы появлялось больше фильмов, которые затрагивают сложные темы, но все равно оставляют у зрителя надежду.

— Получается, сначала была студия, и спустя время был создан фестиваль. Зачем он оказался нужен?

— В 2012 году взрослых еще не было на нашем курсе, я работала только с подростками. Вдохновлялась историями их жизни и снимала много фильмов на темы, особенно волнующие в юности. Тогда подумала, что подростков очень много, это огромная целевая аудитория, а фильмов о них и для них не хватает. При этом в нашей огромной стране наверняка есть энтузиасты, которые работают с подростками, снимают о них и для них, но по каким-то причинам мы их не видим. И я решила организовать фестиваль. Распространяла информацию и собирала фильмы. О детях и молодежи, для детей и молодежи.

Мы провели первый фестиваль в 2012 году в Доме молодежи. Нас поддержал Евгений Маркович Татарский, был нашим почетным гостем. Затем мы получили поддержку от государства. Сейчас это уже международного уровня фестиваль, которому этой осенью будет пять лет. С каждым годом ширится география, повышается уровень работ. И есть очень живой интерес публики — каждый год у нас аншлаг. Мы постоянно расширяем аудиторию, кинозал, но все равно не хватает мест для всех зрителей. Надеюсь, что скоро дойдем до крупнейших площадок Петербурга.

— В этом году на «Оскар» был номинирован анимационный фильм петербургского режиссера Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса». Почему ему все-таки не досталась эта премия, как думаете?

— За 30 лет работы в кинематографе Константин Бронзит успел завоевать огромное количество сердец поклонников анимации. Его работу «Мы не можем жить без космоса» я увидела на фестивале «Послание к человеку». Трогательная и глубокая работа несомненно достойна «Оскара». Про фильм нельзя сказать, что он в чем-то не дотянул. Нет, он цельный и прекрасный в том состоянии, в котором сейчас видят его зрители. Статуэтку в этом году забрал фильм чилийского режиссера Габриэля Варгаса про трагичную судьбу циркового медведя. Думаю, члены жюри выбрали картину «Медвежья история», потому что сейчас очень актуальны темы защиты животных, угнетения слабых и крепости семьи, когда мир сотрясают войны и теракты. Если бы была такая возможность, я бы разделила награду между работами Бронзита и Варгаса.

Беседовал Артем Мельник

Полную версию материала читайте здесь.