Posted 17 мая 2016,, 10:28

Published 17 мая 2016,, 10:28

Modified 31 марта, 03:19

Updated 31 марта, 03:19

Аналитик: Кризис в автопроме России — это системная ошибка отрасли

17 мая 2016, 10:28

Нынешний кризис в российском автопроме — это системная ошибка отрасли, и прогнозировать его длительность практически нереально. Такое мнение высказывает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.

Как отмечает эксперт, новый президент «АвтоВАЗа» Николя Мор считает, что российский автопром останется в состоянии спада еще 2 года. По его словам, на этот период необходимо предоставление поддержки как покупателям, так и производителям.

Между тем, указывает Бодрова, «российский рынок автомобильных продаж находится в состоянии упадка с 2012 года, когда потребительский интерес дошел до локального пика и остановился». «Просадку видно по всем направлениям продаж от российских автомобилей до иностранных машин. Не раз уже говорилось о том, что именно покупательская способность россиян является первой и самой важной причиной для происходящего. Новый автомобиль для среднестатистической российской семьи в период кризиса — предмет роскоши, и его приобретение откладывается до лучших времени», — констатирует аналитик.

По ее оценкам, «средняя ставка по автомобильному кредиту в российских банках в мае 2016 года составляет 12%, при этом в ряде банков все еще работает схема с господдержкой подобных приобретений». «Обычно в комментариях к кредитным условиям прописано, что ставка предоставляется на указанном уровне с учетом скидки, так как государство компенсирует 2/3 от размера ключевой ставки. Это важно для банка, поскольку без подобной инициативы ставка по продукту для потребителя была бы значительно выше, а спрос оказался минимальным. Интерес к автокредитованию начал возрождаться в этом году, но он все еще серьезно уступает спросу на кредиты наличными и по картам. В первом квартале 2016 года россияне купили в кредит порядка 100 тыс. автомобилей, это на 66% выше, чем за аналогичный период годом ранее. Однако эта же цифра на 24% ниже показателей четвертого квартала 2015 года, когда было продано 130 тыс. автомобилей в кредит», — подчеркивает эксперт.

На ее взгляд, «учитывая, что покупка машины в кредит тянет за собой серьезные расходы на страхование КАСКО и почти всегда обязательное дилерское обслуживание, такое приобретение остается довольно дорогим для россиян со средней зарплатой в 35 тыс. 570 руб., согласно данным Росстата за март».

«Это значит, что средний квартальный объем продаж автомобилей в кредит в России окажется примерно на уровнях 70-110 тыс. Еще 30-50 тыс. автомобилей будет куплено за наличные. Остальное (продажа спецтехники, лизинговые сделки) останутся в рамках декабря 2015 года еще минимум 4-6 месяцев», — прогнозирует Бодрова.

В целом, уверена она, «кризис в автопроме — это системная ошибка отрасли, прогнозировать его длительность практически нереально». «Государство уже делает все возможное для того, чтобы удержать производителей на плаву. Но продажи автомобилей — это открытый рынок, который должен работать в соответствии с рыночными условиями», — указывает аналитик.

Между тем, по ее мнению, «стерильные рамки спроса и предложения будут нежизнеспособным вариантом развития событий». «Да и у государства нет свободных денег необходимого объема, чтобы это организовать», — подытоживает эксперт.