Posted 17 октября 2016,, 08:44

Published 17 октября 2016,, 08:44

Modified 31 марта, 01:32

Updated 31 марта, 01:32

«Центробувь» - без шансов на спасение

17 октября 2016, 08:44
Виноватым в крахе крупнейшей отечественной компании назначен единственный человек, пытавшийся ее спасти, утверждают СМИ.

В начале этого месяца депутаты Госдумы седьмого созыва приступили к исполнению своих полномочий. В новой Думе нет многих узнаваемых персонажей, за долгие годы зарекомендовавших себя активными общественными деятелями. Отдельные из них оставались таковыми буквально до последних дней. В частности, Иосиф Кобзон, подписавший один из своих последних депутатских запросов 19 сентября, буквально на следующий день после избрания нового состава народных избранников (куда он по собственному желанию выдвигаться не стал).

Запрос, направленный депутатом Кобзоном на имя прокурора города Москвы В. Чурикова, отсылает руководителя надзорного органа к фильму, вышедшему незадолго до этого в скандально известной передаче Андрея Караулова "Момент истины". Речь идет о ситуации в группе компаний "Центробувь", находящейся ныне в стадии банкротства.

Фильм выполнен в традиционном для Караулова жанре «наезд». Автор передачи в узнаваемой хлесткой и безапелляционной манере повествует о “финансовой пирамиде”, которую “построил в период 2013-2014 гг. миноритарный акционер группы компаний “Центробувь” Сергей Ломакин”. По версии Караулова, в эти годы Ломакин и другой акционер Артем Хачатрян якобы обеспечили открытие в “Газпромбанке” кредитной линии для “Центробуви” - на финансирование хозяйственной деятельности компании. Однако, как якобы сообщил автору программы анонимный, но информированный источник в следственных органах, “совладельцы компании выводили активы на подконтрольные компании”. Так что к 2016 году у “Центробуви” возникла задолженность перед банком в размере 8,8 млрд рублей.

Журналист не только высказывает претензии в адрес Ломакина и Хачатряна, - он заходится в гневе и по поводу того, что руководство “Газпромбанка” ведет переговоры с заемщиками о дальнейшем обслуживании этого кредита. “Имеет ли место личная заинтересованность топ-менеджмента?” “Понимает ли топ-менеджмент банка, что это государственные деньги?” - все эти вопросы и сомнения Андрей Караулов изложил в своем письме на имя Иосифа Кобзона, ну а тот дословно процитировал их в своем, последующем послании - уже на имя прокурора. То ли в свете истечения депутатских полномочий у Кобзона не было времени особенно перепроверять изложенную в фильме фактуру, то ли были другие основания не сомневаться в том, что в нем задаются очень правильные вопросы.

Конфликт в ГК “Центробувь” широко освещался в последнее время в СМИ, и необходимо признать, что в целом ситуация в компании выглядит не столь однозначно, как следует из фильма Караулова. Известно, что Сергей Ломакин и Артем Хачатрян, миноритарии “Центробуви”, с целью развития бизнеса действительно помогли привлечь в группу компаний новую ликвидность через “Газпромбанк”. Известно также, что их содействие компании в какой-то момент пошло весьма на пользу обувной империи – так, “Центробувь” строила серьезные планы по выходу на IPO. Однако в этот момент компания привлекла внимание Владимира Палихаты, имеющего в бизнес-среде репутацию весьма агрессивного игрока. В частности, с его именем связывают историю захвата ТД “Москва”, сомнительную сделку по приобретению комплекса зданий НИИ эластомерных материалов в центре Москвы, активов ОАО "Гипрохим", зданий редакции журнала «Новое время» и т.д.

Именно после вхождения Палихаты в число акционеров ГК “Центробувь” и пошли разговоры о неизбежности банкротства компании. Усилия, прилагаемые Сергеем Ломакиным в части реструктуризации кредита в “Газпромбанке”, мешали этим планам. Журналисты и эксперты, анализируя ситуацию, сходились на том, что контролирующие акционеры “Центробуви” – Анатолий Гуревич и Дмитрий Светлов - просто капитулировали перед Палихатой, понимая, что в случае сопротивления после неизбежного банкротства они останутся ни с чем. И только Ломакин, недавно пришедший в “Центробувь” в качестве миноритария и имеющий кристальную репутацию, отказывался признать это банкротство, - вследствие чего и попал в эпицентр обличительной кампании, а затем стал фигурантом уголовного дела и был объявлен в розыск.

Иосиф Кобзон в своем возмущенном письме на имя прокурора апеллируют к защите государственных интересов, которым якобы угрожают договоренности между Ломакиным и “Газпромбанком”: кредитная организация отказывается видеть в своем заемщике преступника и продолжает вести с ним деловые переговоры. Имя Владимира Палихаты он даже не упоминает. Однако есть основания полагать, что интересы Палихаты Кобзону небезразличны, - они друзья. В Интернете с легкостью находятся их совместные фото со светских мероприятий. Об этой дружбе Кобзон даже упоминал в интервью, опубликованном вскоре после кончины оперной дивы Елены Образцовой:

“Тогда я Терешковой говорю: «Валь, давай поедем, проведаем нашу красавицу-подругу». А Валентина Владимировна с ней очень дружила. Они безумно любили друг друга и общались. И вот я попросил своего товарища, есть такой бизнесмен Володя Палихата, чтобы он дал нам самолет слетать в Лейпциг. Володя пошел нам навстречу”.

Владимир Палихата в последние годы охотно и активно строит имидж мецената и интеллектуала. Лично и через принадлежащие ему бизнес-структуры он финансирует Олимпийский комитет России и Академию спорта Владислава Третьяка; поддерживает кинематографическую премию «Ника»; создал благотворительный фонд “Наше наследие” и даже возглавил шахматную федерацию Москвы. Выступая в качестве активного общественного деятеля, Палихата изживает из коллективной памяти бизнес-сообщества воспоминания о своем не таком уж давнем прошлом. К примеру, об уголовном деле по факту продажи поддельного кофе “Нескафе”, в рамках которого Палихата в 2000 году провел год за решеткой. Или истории с дачей взятки следователю по особо важным делам главного управления СКР Андрею Гривцову.

И все же новый “сценический образ” не скроет одного несомненного факта: Владимир Палихата - безусловный мастер своего дела. И история с “Центробувью” еще раз это доказывает.