Posted 31 октября 2016,, 16:39

Published 31 октября 2016,, 16:39

Modified 31 марта, 01:22

Updated 31 марта, 01:22

«Мечтатели» получили еще один срок

31 октября 2016, 16:39
Правящая партия Грузии добилась конституционного большинства в парламенте и теперь сможет единолично назначать президента республики.

Результаты выборов в парламент Грузии по партийным спискам сразу после голосования 8 октября свидетельствовали о том, что победу на них одержала правящая партия, созданная перед голосованием 2012 года Бидзиной Иванишвили. Его с полным правом можно назвать российским олигархом, поскольку свой основной капитал он нажил в РФ. Хотя считается, что став премьер-министром Грузии на короткий срок, а затем уйдя в «теневое» управление страной, он продал свои активы в России. Тем не менее, создатель и идейный вдохновитель «Грузинской мечты», по информации из разных источников, обладает сейчас капиталом, «тянущим» на 6-7 миллиардов долларов.

Победу-то его партия одержала, но до сегодняшнего дня было не известно, «безусловную» или «небезусловную», поскольку второй тур голосования по мажоритарной системе был назначен в 50 одномандатных округах. От их результата зависело, возьмут ли «мечтатели» конституционное большинство в парламенте, и на удивление им это удалось: из 50 одномандатных округов представители правящей партии победили в 48. Впрочем, можно считать, что во всех, поскольку по одному мандату досталось представителю партии «Топадзе — Промышленники, Наша родина» и независимому кандидату — экс-министру иностранных дел Саломе Зурабишвили. Даму поддерживает «Грузинская мечта», а «пророссийские промышленники» неплохо чувствовали себя в альянсе с партией Иванишвили.

«Мечтатели» победили и во всех одномандатных округах на выборах в Верховный совет Аджарии, которые проходили одновременно с общегрузинскими выборами, то есть и в законодательном органе автономной республики правящая сила также получила конституционное большинство. Правда, в парламент автономии попали, помимо основной оппозиционной партии — «Единое национальное движение», шефом которой является экс-президент Михаил Саакашвили, — и две «пророссийские»: «Альянс патриотов» и «Демократическое движение» под руководством экс-спикера парламента Нино Бурджанадзе.

Кстати, «Альянс патриотов», после некоторого торга, взял шесть мандатов и в парламенте Грузии, однако обжаловал их количество, в сторону увеличения, в суде. Но из этой затеи ничего не вышло.

Собственно, баталии (а они были) за право получения конституционного большинства произошли по одной единственной причине: правящая сила, обвинявшая Саакашвили в «мании» единоличного управления и в изменении Основного закона, пошла еще дальше экс-президента. Мало того, что она не приемлет идеи многопартийности, так еще и желает изменить Конституцию таким образом, чтобы президента избирал парламент.

То есть отныне, вернее, на ближайшие четыре года «Грузинская мечта» разгуляется по полной — все ветви власти будут сформированы ею единолично. Разумеется, она будет оправдываться тем, что в парламентских республиках, каковой с недавних пор является и Грузия, избрание президента зачастую происходит законодательным органом. Но это вряд ли понравится народу, которому надо оставить хотя бы иллюзию того, что его мнение что-то, да значит. На этой почве в Грузии вполне может подняться волна протестов, подогреваемая оппозицией. Кстати, «Единое национальное движение» утверждает, что выборы прошли в атмосфере «террора» и, соответственно, они не легитимны. В связи с этим «националы» грозятся использовать «все формы протеста». Другое дело, дадут ли им новые власти такую возможность.

А пока многие эксперты в Грузии считают, что конституционное большинство в парламенте «несет в себе большую опасность», поскольку у него появляется соблазн делать все, что угодно, вплоть до очередного и любого изменения конституции. Вероятно, президент Грузии Георгий Маргвелашвили не случайно констатировал, что «многопартийный парламент не состоялся», и, видимо, в некотором смысле таким был «заказ общества». Но при этом он обратил особое внимание на необходимость контроля власти со стороны общества.

Новый парламент начнет свою работу до 19 ноября, выберет нового спикера (правда, кто может в этом качестве состязаться в профессионализме и интеллекте с нынешним спикером Давидом Усупашвили, сказать трудно), ну, а потом станет формировать правительство. И вот тут начнется самое интересное: премьером, скорее всего, останется нынешний глава кабинета министров Георгий Квирикашвили. Но кто будет подбирать новых министров — он или Иванишвили? Особенно интересно это в контексте пяти ключевых министерств — экономики, финансов, иностранных дел, обороны и МВД. Если Квирикашвили «протащит» своих людей, то в Грузии можно будет говорить о реальном лидерстве первого лица — напомним, им является премьер.

Но не исключено, что назначение министров будет зависеть от Иванишвили. «Для избирателей самым легким способом оценить результаты выборов будет назначение состава правительства. Естественно, кого бы ни назвал «управляющий кадрами» «Грузинской мечты» (Иванишвили — прим. автора), парламентское большинство их поддержит. Интересно то, не появится ли у кого-то аппетит, как у Калигулы, назначить свое животное сенатором, — сказал газете «Резонанси» (Резонанс) председатель Клуба экспертов, политолог Сосо Цискаришвили. — Вторым тестом будет работа парламента. Я надеюсь, что исходя из государственных интересов, «мечта» и «националы» смогут сотрудничать в закрытом пространстве. … Никто не хочет, чтобы еще 4 года эти партии занимались взаимными обвинениями. Растерянные грузинские избиратели ввели их в парламент, и мы получили двухпартийного монстра, руководители которого нелегитимны. Главное, чтобы этот спектакль под названием «Парламент Грузии 9-го созыва» быстро завершился, и эти люди начали заниматься полезным для государства делом».

Назвав Иванишвили «сценаристом и режиссером» Грузии, эксперт предположил, что он продолжит управлять страной по той же схеме, по которой управлял в течение последних четырех лет: «Но мы можем надеяться на новые лица, которые еще не растеряли самолюбия и хорошо помнят грузинскую мудрость — «Лучше разбить себе голову, чем разбить свое доброе имя». … Не исключено, что эти люди нужны «управляющему кадрами», и он действует без спроса членов «мечты». Думаю, это неприятно большой части партии. Если они получат серьезные посты, это может вызвать резкую агрессию в рядах «мечтателей».

Цискаришвили также задался вопросом: «В стране, где большинство членов парламента не являются ни конституционалистами, ни интеллектуалами, как они будут принимать законы и генерировать идеи? Там будет диктовать условия один человек, по приказу которого эти люди будут голосовать, а большинство из них даже не поймет, о чем идет речь».

Что же касается идеи избрания президента парламентом, «это очень опасная тема, потому что в условиях конституционного большинства … институт президента будет единственной независимой госструктурой, которую не сможет контролировать «управляющий кадрами». Поэтому для полного контроля он решил подчинить себе и этот институт. Иванишвили принял такое решение тогда, когда его ослушался Георгий Маргвелашвили (президент Грузии — прим. автора). «Управляющий кадрами» посчитал это своей ошибкой и теперь хочет ее исправить».

Но вот кандидатура президента в правящей силе, с большой вероятностью, вызовет разброд. Что ж, она тогда получит хороший урок, тем более, если на почве президентской кандидатуры начнется исход депутатов из «Мечты» — либо к ее политическим оппонентом, либо с формированием новой фракции. Для грузинской политической жизни это станет серьезным испытанием.

Собственно, прошедшие выборы не стали никаким испытанием для «мечтателей» — они одержали победу только потому, что большая часть грузинских избирателей категорически не желала возвращения Саакашвили и его соратников. А третьей, внушающей доверие политической силы, в стране просто нет. Так что народ выбирал из двух «зол». Ну и выбрал. Однако претензии к оставшимся у власти у него остались. И главные из них — тотальная безработица, удручающий социально-экономический фон без признаков его улучшения.

В общем, «мечтатели» начинают «мотать» второй срок в парламенте, не выполнив обещаний, данных ими населению перед первым сроком своего правления. Видимо, они свято верят в то, что выполнили свою главную миссию — «избавили» страну от Саакашвили и вновь не допустили к власти его соратников. И уже одним этим народ должен быть полностью удовлетворен.

Но правилен ли этот посыл, и достаточен ли он? На этот вопрос, вероятно, ответят следующие выборы, если дело не дойдет до внеочередных.

Ирина Джорбенадзе