Posted 11 апреля 2019,, 13:54

Published 11 апреля 2019,, 13:54

Modified 30 марта, 17:05

Updated 30 марта, 17:05

Юрист: Силовики будут пытаться доказать тождественность британских организаций и российской «Открытой России»

11 апреля 2019, 13:54

Основной целью правоохранителей, преследующих активистов «Открытой России», является снижение активности деятельности этого движения, считает юрист международной правозащитной группы «Агора» Алексей Глухов. Как заявил эксперт корреспонденту «Росбалта», в этом деле заметно не столько следование юридическим нормам, сколько влияние политики.

«Когда британские организации с „похожим“ названием были внесены в реестр нежелательных, было официальное заявление представителя Генпрокуратуры, который сказал, что на российское движение внесение иностранных организаций в это реестр никакого влияния иметь не будет. И все расслабились, потому что прокуратура является единственным инициатором привлечения к административной ответственности активистов „ОР“. Применение статьи 20.33 КоАП РФ непосредственно подконтрольно только прокуратуре. Но в последующем начали возбуждаться дела об административных правонарушениях по этой статье. То есть государство, по сути, как бы проявило тактическую хитрость, сказав, что на российское движение реестр не будет распространяться, а в последующем стало массово привлекать активистов к „административке“. А в этом году уже начали возбуждать уголовные дела», — рассказал Алексей Глухов.

Юрист напомнил, что активистов «ОР» стали привлекать к ответственности за акции, которые были обращены в публичное пространство. При этом не приводятся доказательства связи россиян с британскими организациями: ни финансовые операции, ни переписка, ни выполнение тех или иных поручений британских организаций.

«В большинстве дел суды решили, что акции были проведены британской организацией, потому что в уставе российской „ОР“ указано наименование и на английском языке: Open Russia Civic Movement. В судах пришли к выводу: те же самые буквы мы видим в реестре, на сайте Минюста, значит это одна и та же организация. И это несмотря на то, что у российской „ОР“ есть свой устав, и есть первоначальное заявление Генпрокуратуры на эту тему. Суды отказывались истребовать сведения, существуют ли вообще эти британские организации. А по информации представителей „ОР“, одна из включенных в реестр британских организаций никогда не была юридическим лицом, а вторая была ликвидирована», — отметил эксперт.

Глухов не исключил, что силовики попытаются доказать тождественность российской и британских организаций. «Существует норма, согласно которой освобождается от ответственности лицо, которое добровольно прекратило участие в деятельности нежелательной организации. Но каким образом должно быть изъявлено желание о прекращении участия, совершенно не понятно. Это условно может трактоваться так, что человек должен, во-первых, признать, что он участвовал в деятельности нежелательной организации, и, во-вторых, публично от нее отказаться, письменно, с приобщением в материалы. Это вполне может быть скрытой целью силовиков, потому что признание любого из фигурантов уголовных дел в публичном пространстве в том, что он участвовал в деятельности нежелательной организации, позволит силовикам сказать: вот, мы же говорили, что „ОР“ — это то же самое, что британская организация, сам привлекаемый об этом говорит…», — пояснил юрист.

Напомним, что активисты «Открытой России» в Ростове-на-Дону Анастасия Шевченко, Екатеринбурге — Максим Верников и в Краснодаре — Яна Антонова стали фигурантами уголовных дел по статье об осуществлении деятельности нежелательной организации.

Ранее Генпрокуратура РФ признала нежелательными британские организации Otkrytaya Rossia и Open Russia Civic Movement, Open Russia.