Posted 27 августа 2021,, 17:57

Published 27 августа 2021,, 17:57

Modified 30 марта, 08:28

Updated 30 марта, 08:28

Экологи обеспокоены намерением КТК расширить трубопровод после аварии в Новороссийске

27 августа 2021, 17:57

Руководство Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) намерено расширить трубопровод, чтобы к 2023 году вместо сегодняшних 67 млн т нефти в год прокачивать до 80 млн т., сообщает «Блокнот». О планах компании по дальнейшему увеличению объемов прокачиваемой нефти изданию рассказала участник программы «Обеспокоенность населения экологическими проблемами Черного моря» в 1998–2000 годах Ирина Черкашина.

Напомним, что в начале августа в окрестностях Анапы произошло крупномасштабное экологическое ЧП: на выносном погрузочном причале КТК в Черном море вылилось огромное количество нефти. Точную цифру выясняют эксперты. При этом, напоминает издание, руководство КТК заявило о площади разлива около 200 кв. м., объема порядка 12 куб. м, тогда как снимок со спутника показал, что пятно растянулось на 19 км. Предварительные расчеты Института космических исследований РАН показали, что речь идет об объеме около 80 кв. км.

Добавим, что официальной причиной ЧП в Новороссийске названо разрушение внутренней полости гидрокомпенсатора. Вице-премьер РФ Виктория Абрамченко уже заявила, что оборудование долгое время эксплуатировалось без капитального ремонта и было изношено.

«Сложилась очень странная, можно сказать абсурдная ситуация, — рассказала Черкашина. — Каспийский трубопроводный консорциум, допустивший чудовищную по последствиям аварию, прокачивает по 67 миллионов тонн нефти в год. При том с 2009 года запущен проект планомерного расширения, который уже сейчас позволяет качать до 90 миллионов тонн ежегодно. В официальных планах КТК — к 2023 году прокачивать до 80 миллионов тонн нефти в год. Мотивация компании предельно проста и понятна — увеличиваются объемы, увеличивается и прибыль. Говорить об экологических последствиях и социальной ответственности бизнеса не приходится».

По ее словам, авария доказала как беспечное отношение КТК к бедствию любого «калибра», так и неготовность оборудования к нагрузкам. «При объемах прокачки в 90 млн тонн авария будет уже не бедствием, а полномасштабной катастрофой, которая погубила целый регион, — предостерегает эколог. — Непонятно, как планы КТК по увеличению пропускной способности трубопровода за счет использования антифрикционных присадок могли быть согласованы даже на внутреннем уровне, не говоря уже о соответствии природоохранным нормативам. Ведь если консорциум заявляет о том, что за счет эксплуатации своей инфраструктуры он будет транспортировать вместо 67 миллионов тонн в год 80 миллионов тонн (планы на 2023 год), очевидно, что нужно провести проверку пригодности действующей инфраструктуры. Увеличение нагрузки сказывается на любых технических системах, и нефтепровод не исключение».

Черкашина добавила, что от подобных аварий страдают морские животные и растения акватории, покрытой нефтяной пленкой из-за прекращения доступа кислорода в водную толщу. Также страдают и прибрежно-водные сообщества водорослей. «К сожалению вряд ли кто-то посчитает ущерб, нанесенный кормовой базе рыб, обитающих в этой зоне и других животных, слагающих всю пищевую цепочку морских обитателей, обеспечивающих биологическую очистку акватории», — добавила она.

Руководитель климатического направления российского отделения «Гринпис» Василий Яблоков сообщил «Свободной прессе», что развитие ситуации с расширением проекта КТК является вполне естественным.

«В принципе, аварии на любых нефтегазовых объектах — это закономерное явление по ряду причин, и это касается не только КТК, а всех. Нефтяные компании экономят на модернизации, не инвестируют, увеличивая чистую прибыль, а экологический контроль — неэффективный, и проблема, не в том, что его неправильно делают, а не хватает ресурсов и нормативно-правовая база очень слабая», — сказал Яблоков.

Эколог добавил, что экологические штрафы за грубые нарушения также очень низкие. И это в итоге не мотивирует компании придерживаться высоких экологических стандартов.