Posted 3 апреля 2023, 10:16

Published 3 апреля 2023, 10:16

Modified 25 апреля, 10:05

Updated 25 апреля, 10:05

Алексей Кирсанов: Для талантливых инженеров-строителей открываются невероятные пути

3 апреля 2023, 10:16
Эксперт в управлении сложными строительными проектами, в том числе для «Росатома», замруководителя дирекции промышленного строительства в холдинге «Новолекс» — о том, как отрасль справляется с кризисом и почему для молодых инженеров сейчас самое время заниматься карьерой.

Эксперт в управлении сложными строительными проектами, в том числе для «Росатома», замруководителя дирекции промышленного строительства в холдинге «Новолекс» — о том, как отрасль справляется с кризисом и почему для молодых инженеров сейчас самое время заниматься карьерой.

«Росатому» необходим строительный комплекс, способный решать самые сложные задачи государственного уровня, заявил первый замглавы госкорпорации Александр Локшин на ежегодной конференции руководителей атомной отрасли, которая прошла в конце марта. Он уточнил, что сейчас важны квалификация и компетенции специалистов любого уровня. Атомное строительство в России всегда было на высоте — это элита профессии, где требуются самые высокие компетенции, колоссальный опыт и знания на стыке нескольких наук.

Готовы ли строители выполнить стратегическую программу атомной госкорпорации, на каком уровне сейчас находится стройкомплекс атомщиков и как войти в число его ключевых сотрудников, рассказал топ-менеджер крупного господрядчика ХК «Новолекс», руководитель проектов «Росатома» Алексей Кирсанов, в активе которого несколько десятков успешно завершенных глобальных строек.

— Алексей, в сфере строительства вас знают как профессионала, способного управлять сложнейшими проектами. В течение нескольких лет вы руководили строительством объектов «Росатома», в том числе дивизиона ядерно-оружейного комплекса, ядерной и радиационной безопасности в рамках гособоронзаказа. Дайте оценку текущему состоянию этого высокотехнологичного направления стройиндустрии?

— В целом строительной отрасли приходится, конечно, непросто, однако «Росатом» не зря называют флагманом технологического развития страны. У госкорпорации солидный портфель российских и зарубежных заказов, выполнение которых идет по графику. К тому же внешние ограничения для нашей страны не в новинку. Для атомного строительства кризис принес не только потери, но и новые возможности, которые успешно используются. К примеру, из-за сокращения заказов в других отраслях строительства высвобождается рабочая сила, которая приходит на стройки объектов атомной энергетики. Сейчас только в России «Ростатом» ведет десятки новых проектов, для которых нужны строители и высококвалифицированные инженеры, так что для талантливой молодежи открываются невероятные карьерные пути.

— Считаете это направление перспективным?

— Безусловно. Существует огромная программа по строительству атомных электростанций как внутри страны, так и за ее пределами. Кроме того, строятся заводы по производству источников независимой энергетики — это ветрогенераторы, литий-ионные источники и так далее. Следовательно, потребность в инженерах и рабочих специальностях по сооружению объектов атомной отрасли будет только расти.

— А что с кадрами для строительства сейчас? В настоящее время вы руководите строительством сразу трех крупных технически сложных объектов, в том числе завода по производству литий-ионных батарей в Калининградской области и производственного цеха по выпуску жидкого азота и медицинского кислорода, на строительстве которых заняты около полутора тысяч человек. Насколько остро стоит вопрос дефицита рабочих рук, и как можно решить эту проблему?

— Дефицит рабочей силы, безусловно, есть. Это связано, в частности, с тем, что строительная отрасль в России, в том числе и строительство в атомной отрасли, развивается стремительно, кризис отчасти только подхлестнул этот процесс — идет поиск новых материалов, оптимальной логистики, новых технологических решений. Поэтому сейчас требуются как инженерно-технические сотрудники, так и представители рабочих специальностей.

Чтобы привлечь специалистов, их надо заинтересовать, нужна мотивация. Необходимо повышение социальной стабильности — рост заработной платы, компенсация дополнительного медицинского страхования, спортивные занятия, возможность творческой работы, а также семейственность и преемственность в рамках отрасли. Молодым специалистам нужна помощь в получении льготного кредитования на покупку жилья, а талантливых студентов еще во время их обучения в вузах нужно привлекать в студенческие отряды.

— За 20 лет вы прошли путь от простого мастера строительных и монтажных работ до директора обособленного подразделения ХК «Новолекс», одного из крупнейших господрядчиков, в том числе, в атомной отрасли. Вы управляли строительством важнейших объектов. Какой из ваших ранних проектов запомнился больше всего?

— Одним из первых и самых интересных для меня стало строительство в «нулевых» годах Центральной базы конькобежного спорта в Коломне. Проект реализовало ГУП «ПИ „Мособлстройпроект“», которым я руководил в должности директора. Это был уникальный и технически сложный объект. В проектной документации была предусмотрена седловидная конструкция кровли площадью в восемь футбольных полей, без внутренних опор, но с опорным поясом, представляющим собой балку высотой три метра по периметру с системой натянутых тросов. Для меня это был вызов, с которым удалось успешно справиться — проект в итоге получил несколько наград в области архитектуры и дизайна, в том числе на международном уровне, к примеру, бронзовую медаль на международном фестивале «Зодчество-2004» и приз за «Уникальную архитектуру и функциональность» на конкурсе «Спортивная индустрия России-2006».

Затем мы занимались проектированием нескольких Физкультурно-оздоровительных комплексов в Московской области, а также ряда объектов подготовки Олимпиады в Сочи, но база в Коломне оставила больше впечатлений.

— После успешного завершения этих проектов вас пригласили на должность заместителя гендиректора одной из крупнейших в стране строительных компаний «НПО Космос». Перед этим предприятием стояла крайне сложная задача — строительство знаменитого комплекса Ленинградского, Волоколамского и Алабяно-Балтийского тоннелей в Москве. Работы над ним начались задолго до вашего прихода, но успешно завершить их удалось именно благодаря вам. В чем была сложность?

— Строительство уникальных объектов всегда сопряжено с большим количеством сложностей и поиском неординарных технических решений. Этот комплекс тоннелей — единственный в своем роде не только в России, но и, пожалуй, во всем мире. Автомобильные тоннели мы прокладывали в границах уже существующей застройки старой Москвы, где, как известно, протекает большое количество подземных рек, которые просто так не уберешь с пути. В итоге для Таракановки, например, мы построили специальный коллектор, чтобы увести ее русло за пределы территории застройки. Кроме того, часть комплекса тоннелей — Алабяно–Балтийский проезд — мы строили прямо под действующей веткой Московского метрополитена. И нам удалось найти и применить технологии, которые позволили сохранить движение поездов на весь период строительства объекта.

— В начале интервью вы сказали, что у талантливой молодежи сейчас большие возможности. Что пожелаете начинающим инженерам-строителям, которые хотят построить такую же блестящую и интересную карьеру, как у вас?

— Не бойтесь трудностей и тяжелой работы, изучайте новые передовые методы и практики, в том числе опыт мировых специалистов, никогда не пренебрегайте возможностью повысить квалификацию. И не стесняйтесь предлагать руководству свои проработанные и оправданные идеи по улучшению процессов в рамках проекта.

Беседовала Дарья Истомина

Подпишитесь