Posted 3 апреля, 13:00

Published 3 апреля, 13:00

Modified 3 апреля, 13:00

Updated 3 апреля, 13:00

Алексей Макаркин: Два фильма — два мира, которые все меньше понимают друг друга

Алексей Макаркин: Два фильма — два мира, которые все меньше понимают друг друга

3 апреля 2024, 13:00
Фото: Image by freepik
«Мастер и Маргарита» и «Позывной „Пассажир“» — первый по Булгакову, второй по Проханову.

Оба фильма вышли на экраны в нынешнем году. У «Мастера и Маргариты» несколько более суровый ограничитель (18+), чем у «Позывной „Пассажир“» (16+). И последний можно посетить по «Пушкинской карте» (выдается с 14 до 22 лет).

Сразу же после выхода «Мастера и Маргариты» на зрителя обрушилась масса интернет-рецензий о пороках фильма. Авторы сравнивали его (не в лучшую сторону) с сериалом Бортко, упрекали в искажении булгаковского текста, обвиняли режиссера в отсутствии патриотизма. При этом часть самодеятельных авторов даже воздержалась от посещения фильма, исходя из того, что необязательно пробовать отраву, чтобы убедиться в ее вредоносности.

Опубликованные в интернете рецензии на фильм «Позывной „Пассажир“» в целом позитивны. Один из авторов (не самодеятельных, а из интернет-издания) после большой серии комплиментов даже указал на нецелесообразность поиска недостатков у патриотического фильма.

Промежуточные результаты. «Мастер и Маргарита» стал первым российским фильмом 18+, заработавшим в два раза больше своего бюджета (общепринятый критерий окупаемости, так как половину денег забирают кинотеатры). Фильм стартовал 25 января в 8058 залах и до сих пор идет в кинотеатрах (1 апреля — в 415 залах). По данным системы ЕАИС, он уже заработал в России 2 285 млн рублей при бюджете в 1 200 млн (двукратный уровень достигается, если приплюсовать доходы в странах СНГ).

«Позывной „Пассажир“» после трех уикэндов получил 123 млн при бюджете в 350 млн. Количество залов, в которых показывают фильм, быстро уменьшается (максимум — первая суббота 16 марта — 2885, 1 апреля — 613 залов). Фильму не повезло, потому что второй уикэнд пришелся на дни траура после трагедии в «Крокусе», — но динамика показывает, что во время третьего уикэнда число зрителей уменьшилось по сравнению со вторым. И если даже условно «добавить» фильму несколько миллионов, картина существенно не изменится.

Если проанализировать тенденции в отечественном кинобизнесе, то можно обратить внимание на то, что «всенародный» характер кинематографа стал уходить еще до распада СССР, с массовым распространением цветных телевизоров. В настоящее время есть три частично пересекающиеся основные категории кинозрителей — родители с детьми, молодежь и средний класс. Самая благодатная аудитория — первая, но как раз она к фильмам 16 + и 18+ отношения не имеет. Что же касается двух других аудиторий, то они тоже идут в кино в основном для того, чтобы отдохнуть и развлечься.

Для аудитории «Мастера и Маргариты», видимо, был и общественно-политический стимул («раз официоз ругает, значит надо сходить»), но он не являлся определяющим. Всего «Мастера и Маргариту» посетили в России почти 5,5 млн зрителей (при более чем 100 млн взрослого населения). При всей условности сравнений это не так далеко от 3,3 млн, проголосовавших за Даванкова. На фильм пошел российский средний класс крупных городов.

Понятно, что аудитории, желающие отвлечься в кинозале от повседневности, не пойдут на «Позывной „Пассажир“». Если проанализировать зрительские отзывы, то одна из ключевых мыслей — после этого фильма про Донбасс трудно (а то и невозможно) ходить в кино на обычные легкие фильмы. А кинозритель как раз хочет ходить в кино и дальше — и понравившийся фильм является стимулом для того, чтобы в следующий раз сходить на другой.

Еще один момент — материальный уровень. Хорошо известно, что наиболее активные сторонники СВО среди населения — пенсионеры, а многие из них считают каждый рубль. Один из зрителей написал, что купил билет на «Позывной „Пассажир“» за 160 рублей (цена для пенсионеров), дав понять, что более существенную сумму потратить бы не смог. Но часть патриотической аудитории, не имеющей привычки ходить в кино, ждет бесплатного показа фильма по телевидению — это совсем другой мир, чем аудитория «Мастера и Маргариты», которая в большинстве своем телевизор вообще не смотрит. И эти миры все меньше понимают друг друга.

Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала Bunin&Co