Posted 22 апреля, 13:40
Published 22 апреля, 13:40
Modified 22 апреля, 19:44
Updated 22 апреля, 19:44
В столице Казахстана продолжается суд над бывшим экс-министром национальной экономики Куандыком Бишимбаевым, который обвиняется в убийстве своей гражданской жены Салтанат Нукеновой. Трансляция заседаний впервые в истории казахстанского судопроизводства ведется на YouTube.
В ходе изучения видео с телефона Бишимбаева обнаружено несколько записей, сделанных в день смерти Нукеновой. Их содержание шокировано присутствовавших на процессе — брат погибшей Айтбек Амангельды и часть присяжных не смогли сдержать слез.
Ранее выяснилось, что во время досудебного следствия специалисты КНБ не смогли вскрыть телефона Куандыка Бишимбаева. Адвокат потерпевших Жанна Уразбахова настаивала: камеры ресторана BAU зафиксировали, что избиение Нукеновой началось в семь утра, а следственная бригада прибыла на место происшествия в девять вечера, поэтому изучение телефона Бишимбаева является крайне важным для установления истины.
«Бишимбаеву вменяют не только убийство, еще и истязание. А по статье „истязание“ ему вменяется запись порнографического материала. Потому что он этим шантажировал Салтанат, и это подтверждается ее переписками. Вчера вы слышали переписку с подругой Ахмединой, где она делилась этим. И своим сестрам она об этом говорила. Эти материалы должны быть исследованы судом в полном объеме, а не так, как он хочет — по принципу „только мой адвокат может знать пароль“. Мы должны знать, кому он звонил той ночью, с кем переписывался, что он гуглил, что в YouTube искал, какие заметки и диктофонные записи делал. Это все влияет на дело», — поясняла она журналистам.
Примечательно, что судом к тому моменту уже были изучены данные телефона родственника Бишимбаева и директора ресторана BAU Бахытжана Байжанова, который также проходит обвиняемым по делу об убийстве Салтанат Нукеновой — по версии следствия, он пытался скрыть преступление.
Эти материалы свидетельствуют, что ссоры Бишимбаева с женой происходили неоднократно. И их последствия были жуткими: домработнице приходилось отмывать стены и пол помещений от крови. «Матрас мы еле отчистили, отмывали, как могли, пришлось его перевернуть. Посмотрите, когда туда пойдете. Ковры теперь только в химчистку», — писала женщина Байжанову.
льш
Также были найдены снимки из другой квартиры — в Алматы, с поврежденной дверью туалетной кабины. «В VIP-кабинке вы дверь в туалете разбили (там Нукенова в день смерти пыталась спрятаться от озверевшего мужа — ред.). Дома у вас дверь была со сломанной ручкой. В Алматы то же самое. Часто так происходило, что от порывов вашего гнева Салтанат пряталась от вас в туалете?», — пытался выяснить у Бишимбаева представитель потерпевших Игорь Вранчев.
После ряда препирательств и попыток адвокатов обвиняемого поставить условия суду, экс-министр все же назвал пароль от гаджета, что позволило 22 апреля исследовать его содержимое.
Там, в частности, были обнаружены записи, относящиеся ко дню трагедии — на них экс-министр фактически допрашивает избитую жену. В ходе допроса, который, судя по видео, продолжался с 6:46 до 8:24 9 ноября 2023 года, нетрезвый Бишимбаев неоднократно грязно оскорбляет женщину и задает вопросы о потенциальных интимных связях с другими мужчинами.
«Ты спала с Раимбеком?», «Ты была его любовницей?», «Ты занималась с ним сексом?», — кричит Бишимбаев, перемежая речь нецензурной бранью.
Салтанат Нукенова, как отмечает судья, на видео предстает в плаще или куртке, больше никакой одежды на ней нет. В какой-то момент Бишимбаев с использованием ненормативной лексики отказывается выпустить жену в туалет и заставляет ползать по полу и что-то искать.
На вопрос судьи о происходящем на видео экс-министр ответить не смог — по его словам, он этого не помнит.
Другая запись сделана в салоне автомобиля — те же люди, те же вопросы, тот же голос, снова нецензурная брань. Разница лишь в том, что Нукенова демонстрирует в кадре окровавленную рубашку.
В конце концов Бишимбаев заявил, что такого видео на его телефоне не было — якобы это монтаж, «телефон вскрыли и это загрузили». «Такого не может быть. Насколько я понимаю, там просто наложен мой голос», — заявил он, обращаясь к судье Айжан Кульбаевой. Позже он все же признал, что делал видео — «хотелось ответить унижением на унижение». А на слова гособвинителя Айжан Аймагановой, указавшей, что лицо Нукеновой в крови, а на последних видео она даже не может открыть опухшие глаза, заявил, что «не видел смертельной опасности» и «не думал, что с ней может что-то произойти».
Бишимбаеву, обвиняемому в истязательствах и убийстве с особой жестокостью Салтанат Нукеновой, грозит пожизненный срок заключения. Процесс вызвал большой общественный резонанс и огромный интерес журналистов. Впрочем, в какой-то момент суд закрыл заседания от прессы, однако сегодня работники СМИ вновь получили возможность следить за ходом происходящего. Это совпало с визитом в Астану Ксении Собчак, которая также оказалась среди наблюдающих за разбирательством — причем в комфортных условиях.
Казахстанские журналисты возмутились «особому отношению» к российской коллеге, а одна из них даже обратилась с этим вопросом в пресс-службу суда. «Это Ксюша Собчак. Все журналисты стоят на ногах несколько часов сзади, или в пресс-центре. Ей одной среди представителей СМИ дали место в зале с сидениями. @Суд Астана, почему у нас к российскому журналисту особое отношение», — написала Асем Гумарова в соцсетях, приложив соответствующее фото.
Между тем накануне в Верховном суде Казахстана сообщили о возбуждении уголовного дела из-за угроз судье Кульбаевой. Подобные звонки и сообщения поступали по телефону, также в прессе и в сети интернет распространялись негативные публикации в ее адрес. «Досудебное производство ведется по части 1 статьи 407 УК „Вмешательство в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия“», — отмечено в заявлении пресс-службы ВС РК.
Мария Осадчая