Posted 2 мая, 12:03

Published 2 мая, 12:03

Modified 2 мая, 12:05

Updated 2 мая, 12:05

У ФАС накопились претензии к маркетплейсам

У ФАС накопились претензии к маркетплейсам

2 мая 2024, 12:03
Фото: CC0 Public Domain
Крупнейшим торговым интернет-площадкам в РФ грозит расследование на предмет соблюдения антимонопольного законодательства.

В канун майских праздников маркетплейсы вновь привлекли внимание Федеральной антимонопольной службы (ФАС). В ведомстве пришли к выводу, что OZON навязывал продавцам участие в услуге «Баллы за скидки», необоснованно отказывал в заключении договоров и совершал другие действия, содержащие признаки нарушения закона о защите конкуренции. Компании выдано предупреждение.

Ранее аналогичный документ получил маркетплейс Wildberries. Причиной проверки послужило большое количество жалоб как со стороны предпринимателей, работающих на площадке, так и клиентов. Антимонопольное ведомство установило, что маркетплейс навязывает невыгодные условия продавцам.

В обоих случаях можно отметить похожие детали: маркетплейсы пользуются доминирующим положением на рынке электронной коммерции, навязывая всем остальным участникам невыгодные условия. Буквально каждый день могут меняться тарифы на логистические услуги и хранение товара, условия начисления штрафов и многое другое.

Все эти факты могут стать поводом для начала крупного антимонопольного расследования. Такая возможность обсуждалась в ходе прямой линии, организованной Ассоциацией участников рынка электронной коммерции (АУРЭК). Именно по жалобе АУРЭК Федеральная антимонопольная служба проверила OZON и выдала предупреждение.

«По продавцам предупреждение вынесли, сейчас ФАС разбирается с жалобами владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ). На протяжении года, по нашим данным, условия работы пунктов выдачи заказов только ухудшались, — говорит председатель совета АУРЭК Александр Ефимов. — Ведь важно держать в голове одну вещь, что каждый маркетплейс настроен на получение максимальной прибыли. Торговые площадки так или иначе зарабатывают деньги за счет получения стоимости услуг для селлеров, например, за хранение товара и логистику. С ПВЗ другая ситуация: то есть оборот точки растёт, а вознаграждение от маркетплейса падает или остается тем же. Если брать Wildberries, то, по нашим данным, вознаграждение владельцев ПВЗ за полтора-два года упало почти в два раза. И еще одна важная тема — это штрафы, которые очень легко начисляют, но которые с большим трудом можно оспорить. Все это, конечно, не соответствует стандартам саморегулирования отрасли, которые мы подписывали с маркетплейсами».

В свою очередь, законодатели считают, что для того, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем, у каждого маркетплейса должен быть типовой договор с перечнем услуг, правил реализации товара, изменения цен и порядком урегулирования споров.

Таким образом, у торговых площадок не будет возможности навязывать предпринимателям многочисленные дополнительные услуги. Например, дорогостоящую внутреннюю рекламу, которая позволяет поднять карточку товара на топовые позиции. Продавцы утверждают, что это не только огромные затраты, но и угроза здоровой конкуренции: на верхние позиции поисковой выдачи попадает не тот, кто предлагает качественный товар, а тот, кто больше заплатил.

В Госдуме уже обсуждают несколько законопроектов о регулировании деятельности маркетплейсов, в частности, инициативу депутата Владимира Гутенева и сенатора Андрея Кутепова. Этот документ позволит ограничить аппетиты монополистов, с которыми связано большинство скандалов, и заблокирует возможность произвольно менять условия договора между продавцом и маркетплейсом. Законопроект могут рассмотреть уже в ближайшее время.

Андрей Кутепов в разговоре с «РосБалтом» отметил, что электронные торговые площадки должны подчиняться единым правилам, схожим с теми, что действуют в традиционном ритейле.

«Необходимость установить сбалансированные правила в сегменте деятельности маркетплейсов назрела давно. Это касается не только взаимодействия площадки и поставщиков, но затрагивает и вопросы взаимодействия потребителей и площадок, потребителей и поставщиков и многие другие вопросы», — полагает сенатор.

О том, что четкие правила игры стали насущной потребностью рынка, свидетельствует и тот факт, что владельцы пунктов выдачи заказов одного из крупнейших российских маркетплейсов готовят коллективное обращение в прокуратуру. В частности, они требуют отмены необоснованных списаний за якобы бракованные товары.

Елена Коновальцева