Posted 21 ноября 2007,, 12:02
Published 21 ноября 2007,, 12:02
Modified 2 апреля, 00:06
Updated 2 апреля, 00:06
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 21 ноября. Галерея искусств KGallery при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга представляет выставку «Борис Кустодиев и художники Поволжья». Как сообщили в галерее, выставка будет работать c 21 ноября по 22 декабря 2007 года.
Галерея искусств KGallery, уже представлявшая публике выставки художников Бориса Григорьева, Кузьмы Петрова-Водкина и других, открывает новую экспозицию и демонстрирует целый пласт произведений художников русского Поволжья. Ведущее место, как в истории русского изобразительного искусства, так и в экспозиции, бесспорно, занимает Борис Кустодиев.
Кустодиев Борис Михайлович (1878–1927) - русский художник родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 года. Учился в петербургской Академии художеств (1896–1903), где его наставником был Илья Репин. Член объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников». Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева-портретиста (И.Я.Билибин, 1901, Петербург). Позднее с 1908 увлеченно работал также в жанре скульптурного портрета. В годы Первой русской революции 1905–1907 Кустодиев выступал как карикатурист в журналах «Жупел» и «Адская почта». Жил в Петербурге и Москве, часто наезжая в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где рождались его знаменитые образы традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане – «русские венеры»).
Первая картина такого рода (Ярмарка, 1906, Третьяковская галерея) написана по заказу Экспедиции государственных бумаг для неосуществленной серии массовых лубков. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф.И.Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Революцию Кустодиев тоже воспринял карнавально, в духе яркого народного лубка (Большевик, 1920, Третьяковская галерея). Хотя в 1916 паралич приковал художника к инвалидному креслу, он продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии. После революции создал лучшие свои работы в сфере книжной иллюстрации (Леди Макбет Мценского уезда Н.С.Лескова; Русь Е.И.Замятина; обе работы – 1923; и др.) и сценографии (Блоха Замятина во 2-м МХАТе, 1925; и др.).