Posted 10 февраля 2009,, 17:02

Published 10 февраля 2009,, 17:02

Modified 1 апреля, 18:55

Updated 1 апреля, 18:55

Стратегические, но не амбициозные

10 февраля 2009, 17:02
Инвестиционная ситуация в Петербурге оценивается как форс-мажорная - кредитные ресурсы практически недоступны. Это ударило по стратегическим проектам, реализующимся на принципах государственно-частного партнерства.

Инвестиционная ситуация в Петербурге оценивается как форс-мажорная - кредитные ресурсы практически недоступны. Это ударило по стратегическим проектам, реализующимся на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП).

По расчетам Смольного, форс-мажор отодвинет ввод стратегических объектов, финансируемых по схеме ГЧП, на 2-3 года. Однако, как бодро заявил журналистам во вторник вице-губернатор Петербурга Юрий Молчанов, «жизнь продолжается» - пусть и не со столь амбициозным размахом, как планировалось.

Молчанов навскидку смог назвать только один отмененный проект – завод "Пластимат Ру" по выпуску пластиковых автокомпонентов для Suzuki, который собирались строить в Петербурге совместно чешская компания Cadence и японская Sumitomo. Предприятие стоимостью $60 млн планировалось запустить в начале 2010 года.

При этом вице-губернатор признал, что появления новых проектов вряд ли стоит ожидать, а по уже запущенным прогнозируется перенос сроков. Например, активное строительство «Орловского тоннеля» переносится с 2009 года на 2011-й, реализация проекта «Западный скоростной диаметр» (ЗСД) - с 2012 года на 2013-14 год.

Молчанов напомнил, что ЗСД - самый крупный стратегический проект Петербурга. По нему уже прошел конкурсный отбор, по результатам которого выбран консорциум «Невский меридиан». Смольный с учетом невозможности использования кредитных средств принял решение предложить российскому правительству взять проект на гособеспечение.

По словам вице-губернатора, сейчас готовится постановление правительства РФ, согласно которому финансирование проекта в течение 2009-10 годов будет вестись исключительно за счет городской и федеральной казны. Планируется, что в 2009 году вложения Петербурга составят 3 млрд руб., РФ – 6 млрд.

Стоимость проекта постоянно колеблется, но даже сегодня оснований для его существенной переоценки нет, заметил чиновник. Город будет строить южный участок ЗСД. В середине 2010 года планируется дойти до улицы Благодатной. В настоящее время в проект уже вложено 10 млрд руб. Чиновники надеются вернуться к вопросу о привлечении частных инвестиций в конце 2010 года. Молчанов подчеркнул, что реализация проекта «ЗСД» не ставится под сомнение.

Зато открытие первой ветки надземного экспресса (микрорайон «Балтийская Жемчужина» – станция метро «проспект Ветеранов») задерживается до 2014 года. Об этом рассказал председатель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максим Соколов. Он сообщил, что в мае-июне текущего года будут подведены итоги второго этапа конкурса среди инвесторов (первоначально заявлялось о подведении итогов в декабре 2008 года). Председатель комитета отметил, что ветка надземного экспресса может быть реализована как отдельный проект. Смольный планирует начать подготовительные работы в 2010 году, а перейти к реальному строительству в 2011 году. Плюс 2,5 года – на завершение проекта. Таким образом, сроки ввод в эксплуатацию первой ветки отодвигаются на 2013-2014 год.

Первые квартиры в микрорайоне «Балтийская Жемчужина» будут сдаваться на госприемку уже в этом году. Всего же там планируется построить жилье для 35 тысяч человек. Ранее город намеревался запустить первую ветку экспресса в конце 2009 года. Как будут 35 тысяч будущих жителей района добираться до мест работы, отдыха или шопинга, чиновник умолчал.

Неплохо обстоят дела и в строительной отрасли. Молчанов сообщил, что компания Олега Дерипаски «Базовый элемент» не отказывается от своих проектов в Санкт-Петербурге и на сегодняшний день выполняет все свои обязательства. Правда, пока проекты компании находятся на той стадии реализации, которая не требует крупных инвестиций – там идут подготовительные работы.

Вице-губернатор сообщил, что «Главстрой Санкт-Петербург» (компания, входящая в состав «Базового элемента») в рамках реализации проекта "Апраксин Двор" рассматривает различные варианты привлечения инвестиций, в том числе приглашение в качестве соинвесторов собственников помещений Апраксина Двора.

Напомним, что в настоящее время «Главстрой Санкт-Петербург» реализует 3 крупных проекта комплексного развития территорий: жилищный проект «Юнтолово», торговый комплекс «Апраксин Двор» и застройка территории Шкапина – Розенштейна.

Что касается проекта реконструкции ансамбля федерального значения «Новая Голландия», то он, по словам Соколова, «развивается динамично, выполнен колоссальный объем работ». Проведено полное инженерное обеспечение комплекса, укреплен фундамент Арестантской Башни, построена уникальная «стенка в грунте» (это экран под землей, который призван защитить окружающую застройку от глобального подземного строительства). Выполнены все требования КГИОП.

На сегодняшний день в проект уже вложено $63 млн. Как уточнил чиновник, это одна пятая от бюджета проекта, который на сегодня оценен в $350-380 млн. Соколов также сообщил, что в настоящее время проектная документация сдана в Главгосэкспертизу. Заключение экспертов ожидают получить в апреле-мае этого года. Чиновник заметил, что проект может претерпеть некоторые «тактические, но не стратегические изменения». Так, например, может быть понижена звездность отеля. Результаты архитектурного конкурса проекта пересматриваться не будут, уверенно заявил председатель Комитета.

Молчанов назвал несколько проектов, которые продолжают развиваться с заданной скоростью. Среди них - Морской пассажирский порт, который в этом году откроет три причала. Активно развивается и гостиничная инфраструктура - в этом году будет введено 1,5 тыс. номеров петербургских гостиниц (всего в городе — 25 тыс. гостиничных номеров). Это — самый крупный ввод за все годы, подчеркнул вице-губернатор.

По плану идет воплощение проекта «Набережной Европы». В марте будут подведены итоги первого этапа архитектурного конкурса.

Также идет полным ходом проект «Московская-Товарная». В настоящее время там ведется строительство большого грузового двора и вынос инженерных сетей с территории.

Кроме того, в 2010 году откроется комплекс у Московского вокзала — на месте знаменитой «ямы». В ближайшие дни будет получено разрешение на изыскательские работы под площадью Восстания. На территории будущего строительства «Охта центра» уже расчищена площадка, проведено проектирование и в большинстве случаев решены имущественные вопросы.

Ирина Кравцова