Posted 4 июня 2009,, 20:11

Published 4 июня 2009,, 20:11

Modified 1 апреля, 17:46

Updated 1 апреля, 17:46

Путин показал навыки управления Дерипаской

4 июня 2009, 20:11
Владимир Путин вернул пикалевцам зарплату и надежду на благополучное будущее. Для этого премьеру пришлось заставить гендиректора холдинга «Базэл» Олега Дерипаску подписать документ, означающий скорый пуск замерших предприятий Пикалева.

«Добрый царь» Владимир Путин вернул пикалевцам зарплату и надежду на благополучное будущее. Для этого премьеру пришлось заставить гендиректора холдинга «Базэл» Олега Дерипаску подписать документ, означающий скорый пуск замерших предприятий Пикалева.

Ситуация в Пикалево нагнеталась постепенно и считалась вполне стандартной для населенного пункта, прочно завязанного на одно предприятие, которое давало жителям не только работу, но и решало чуть ли не все бытовые вопросы - от ведомственных детских садов и до подключения к общей для предприятия и окружающих его зданий котельной. Переход такого предприятия в частные руки неизбежно обрастает сложностями. Зачем новому собственнику дополнительные хлопоты и расходы. В благоприятных экономических условиях проблемы утрясаются постепенно. Какие-то подразделения переходят в собственность местных властей. Другие предпочитают акционироваться и отправить в самостоятельное плавание. Для тех, которые разделу не подлежат, находят компромиссные условия эксплуатации.

В Пикалево получилось не так. Сначала владелец, компания "БазэлЦемент", контролируемая Олегом Дерипаской, со ссылкой на экономическую неэффективность, остановила работу градообразующих предприятий: глиноземного, цементного и химического заводов, которые еще относительно недавно были единым предприятием с общей технологической цепочкой. За приостановкой производства последовали увольнения. Только в 2008 году работы лишились более тысячи человек. Примерно такое же количество семей лишилось стабильного источника существования.

Протесты начались еще тогда. Рабочие и подключившиеся к ситуации профсоюзы настаивали на прекращении увольнений и возобновлении единого производственного цикла. Но власти от этого "внутреннего конфликта" предпочитали держаться в стороне. И тот продолжал разрастаться.

Внесли свою "посильную лепту" железнодорожники, поднявшие тарифы на грузовые перевозки, что дало "БазэлЦементу" дополнительные аргументы: нерентабельным стал не только процесс производства, но и доставка необходимого для него сырья. Стала срабатывать обратная связь: не имеющие источников дохода граждане элементарно перестали оплачивать коммунальные счета. В ответ уже в нынешнем году местная ТЭЦ, принадлежащая тому же "БазэлЦементу", отключила горячее водоснабжение. Именно этот шаг и сыграл роль запала, после которого запахло социальным взрывом.

Областные власти на такую возможность отреагировали. Но не на первопричину, а исключительно на следствия. Местным властям из областного бюджета перевели средства на погашение задолженности перед ТЭЦ. Начались переговоры о том, чтобы передать это предприятие коммунального хозяйства в муниципальную собственность. Как будто ожившие краны горячего водоснабжения могли бы решить остальные, куда более существенные проблемы.

Люди отреагировали соответственно. К областным руководителям далее обращались только для того, чтобы поставить их в известность, какие именно жалобы и предложения отправляются в Москву, а подкрепить свои требования жители решили перекрытием движения на автотрассе "Новая Ладога - Вологда".

Конечно, акция была несанкционированной. Страдали в результате ее проведения отнюдь не те люди, которые загнали пикалевцев в тупик. Но их возмущение в данном случае суммировалось с голосами протестующих. И оказалось, что в правительстве РФ людей услышали. Более того, в первый день работы Петербургского экономического форума премьер-министр Владимир Путин отправился в Пикалево. Вместе с ним отправились полпред президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов, губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев, руководитель ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин, а также собственники предприятий, положивших начало конфликтной ситуации.

Напряжение народных масс Пикалево почувствовалось сразу же, как только два вертолета, с местными федеральными чиновниками и журналистами, приземлились на футбольном поле. Местных «болельщиков» собралось множество, они наблюдали за прибытием делегации, находясь за кольцом из милиции. На милицию кричали нещадно. «Когда вас надо, вас нет, а тут оцепили, проходу не дают!», - кричала на несчастного правоохранителя бойкая пикалевка. Отметим, что чиновников посадили в автобусы сразу же у вертолета, а журналистов провели мимо воинственной толпы. Появление Путина изначально планировалось, но в первой половине дня. Однако «небесная канцелярия» разбушевалась, и главе правительства пришлось добираться до Пикалево по земле, что отложило начало заседания на добрых 3,5 часа. Примечательно, что все это время и чиновники, и журналисты были заперты на территории пикалевских предприятий, а местные жители, стоя у входа, были уверены, что Путин уже приехал и ведет совещание. Отчасти распространению слухов способствовали некоторые телеканалы и электронные СМИ, которые тоже решили, что Путин уже приехал.

Путин появился гораздо позже, осмотрел цеха «БазэлЦемента», испачкал руки в образцах традиционной пикалевской продукции и с раздражением спросил: «Почему завод так запущен? Превратили его в помойку». Эти слова были жестокой правдой – премьер лично шагал по заброшенным цехам, где свистел один лишь ветер и капала вода, образуя лужи в стиле хрестоматийного «Сталкера». Некоторые свидетели этой разрухи, шутя, полагали, что Пикалево сможет обогатиться на одной только сдаче в аренду заводских площадей. Они бы подошли для съемки ужастика, триллера или организации дискотеки наподобие той, что устраивается в недостроенном ядерном реакторе на Казантипе.

Далее глава кабмина проследовал на совещание, где его ждали многочисленные чиновники и конфликтующие собственники предприятий Пикалево. Особенно нервничал глава компании "Базэл" Олег Дерипаска. Как оказалось, не зря. «26 мая на всероссийском совещании профсоюзных активистов в Колонном зале Дома союзов мне передали записку о ситуации в Пикалево. Ее автор Дербин Владимир Георгиевич», - начал Путин и передал слово самому председателю Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Владимиру Дербину. Тот заявил, что ситуация в городе вызвана не кризисом, а конфликтом между собственниками.

Дальнейший ход совещания напомнил картину «Опять двойка». В роли провинившегося олигарха выступил Олег Дерипаска, в роли строгого родителя – сам премьер. Для того чтобы ключевое соглашение между предприятием «ФосАгро» и «БазэлЦементом» о поставке в Пикалево нефелинового концентрата по фиксированной цене было подписано, Путину пришлось продемонстрировать навыки «ручного управления» Дерипаской. «Я не вижу вашей подписи. Идите, подпишите. Идите ко мне», - обратился к хозяину «Базэла» Путин и бросил тому ручку. Дерипаска бегло изучил договор и подписал, забыв отдать Путину авторучку. «Только ручку мне отдайте», - вернул себе пишущую принадлежность из рук олигарха премьер.

Практическими следствиями этой поездки стали договоренности с руководством компании "БазэлЦемент" о том, что производство будет возобновлено, поскольку руководство РЖД взялось доставить концентрат по фиксированному же тарифу. Правда, при том условии, что дороге компенсируют убытки в размере 56 млн руб. По личному указанию Путина в местное отделение Сбербанка было обещано перечислить в полном объеме сумму задолженности по зарплате, которая оказалась приблизительно равна потенциальным убыткам железнодорожников. Не забыто и горячее водоснабжение - пикалевская ТЭЦ будет передана в аренду правительству Ленобласти сроком на один год.

Если глава Ленобласти Валерий Сердюков думал, что жертва Дерипаски будет последней, то сильно ошибался. По словам премьера, собрать всех участников конфликта можно было и в Москве. Но он принял решение провести его именно на месте, чтобы авторы содеянного посмотрели на него вблизи. "Никто не убедит меня в том, что руководство Ленинградской области сделало все для того, чтобы помочь людям. Вы мне что сказали, когда я собрался в Пикалево? Вы сказали: не надо туда ехать, давайте я вам покажу другое, новое предприятие», — обратился Путин к Сердюкову. И искренне удивился, почему раньше в Пикалево не побывало людей, готовых принять необходимые решения. Снова обращаясь к собственникам предприятия, Путин заявил: «Вы сделали заложниками своих амбиций и, может быть, даже жадности тысячи людей. Это абсолютно недопустимо. И где эта социальная ответственность, о которой мы постоянно говорим?»

Для того чтобы объяснить причины пикалевского упадка, Путин обратился к хлебобулочной терминологии. Он заявил, что после разделения единого комплекса пикалевских предприятий, собственники «выковыряли из булки весь изюм», имея ввиду производство цемента и соды, «а булку отдали другим, разорвав производственные цепочки и погрязнув в бесконечных склоках». Окончив совещание, премьер поручил Сердюкову и собственникам пикалевских предприятий выйти к народу. Премьер показал пример личного мужества - вышел и сам, правда, в сопровождении людей в камуфляже и с автоматами в руках. Его встречали по-российски, как доброго царя. «Царь» обнадежил пикалевцев и улетел.

Губернатора Ленобласти встретили совсем по-другому. «В отставку! Такие люди позорят Россию! Попробуй, поживи на нашу зарплату!», - кричали возбужденные люди. Сердюкову так и не удалось объяснить гражданам, что теперь все будет по-другому. Олегу Дерипаске, вышедшему «в народ» и попытавшемуся обосновать свои действия, пикалевцы на повышенных тонах объяснили, что жить на скромные зарплаты невозможно, особенно в том случае, когда их вообще не выплачивают. И что у них, в отличие от олигарха, других предприятий не имеется. «Вы не знаете, на что мы способны, если ничего не изменится, перекроем железнодорожную магистраль», - заявила олигарху одна из участниц импровизированного митинга.

Сегодня люди Пикалево ощущают себя победителями. Им вернули надежды на лучшее будущее. Пока - на небольшой временной отрезок. Но это все-таки лучше, чем совсем ничего. К тому же существенно еще и другое: кем они будут ощущать себя завтра.

Анатолий Наумов, Филипп Мостоцкий