Posted 3 июля 2009,, 13:01

Published 3 июля 2009,, 13:01

Modified 1 февраля, 02:39

Updated 1 февраля, 02:39

Нобелевские лекции в свободном доступе

3 июля 2009, 13:01
Уникальное издание - «Нобелевскую энциклопедию» в 60-ти томах на русском языке, в которую включены лекции всех нобелевских лауреатов мира за 100 лет, - получила и представляет в зале новых поступлений Библиотека Академии наук.

Уникальное издание - «Нобелевскую энциклопедию» в 60-ти томах на русском языке, в которую включены лекции всех нобелевских лауреатов мира за 100 лет, - получила и представляет в зале новых поступлений Библиотека Академии наук (БАН).

Церемония вручения дара проходила в главном читальном зале БАН, уставленном старинными шкафами с фолиантами. На этом фоне довольно скромно смотрелись 60 книг в синем переплете, обычного формата с золотым оттиском профиля Альфреда Нобеля на обложке. Их разложили на столе перед почетными участниками церемонии. Дар вручал генеральный директор ООО «Нобелевские премии на русском языке» Вячеслав Лобанков, а принимал директор БАН, профессор Валерий Леонов.

Это первое подобное издание в мире, тираж его – всего 505 экземпляров. Над энциклопедией в течение 8 лет работали 362 специалиста. Издание поддерживали лауреаты Нобелевской премии Михаил Горбачев и Александр Прохоров, оказывали личную помощь Мстислав Ростропович, Абрам Блох, Эдуард Шапиро, Аркадий Вольский, Сергей Степашин, Юрий Неелов, Владимир Платонов, Евгений Примаков, Сергей Собянин и Людмила Вербицкая.

Свое восхищение «интеллектуальной отвагой, высочайшим мастерством, элегантным стилем работы» всех тех, кто создал «Нобелевскую энциклопедию», изложил в каждом томе исполнительный директор Нобелевского фонда Микаэль Сульман.

Куратор БАН, вице-президент РАН, председатель президиума СПбНЦ РАН, академик, лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов отметил, что чтение этих лекций бесконечно полезно и ученым, и студентам, потому что в них сконцентрированы исследования многих лет и видна философия науки. Попутно и скромно заметив, что не призывает читать под таким углом зрения свою нобелевскую лекцию.

Вице-губернатор Петербурга Алла Манилова посмотрела на дар с государственной точки зрения и подчеркнула, что «Нобелевская энциклопедия» укрепляет статус Санкт-Петербурга как научного центра международного масштаба».

На том церемония завершилась, и новые владельцы издания – строгие сотрудники БАН – разрешили брать бесценные книги в руки, листать, читать, делать выписки всем, кто работал в этот час в читальном зале.

И тут началось главное – знакомство с исключительными героями энциклопедии. Всего их 720 вместе с представителями общественных организаций, получивших в разное время Нобелевскую премию мира. Имена же лауреатов-ученых, в большинстве своем, малоизвестны широкой публике, а их лекции, зачитанные перед королем Швеции, понятны только коллегам.

Дилетанты же, тянущиеся к этим сокровищам интеллекта, узнавали со школьных лет знакомые имена: Конрад Рентген, получивший премию за открытие замечательных лучей, названных впоследствии в его честь; Пьер и Мария Кюри, открывшие радиоактивные вещества и, в частности, радий; Маркони, подаривший миру беспроволочную телеграфную связь. Эти и другие имена включены в первый том, на корешке которого стоят годы: 1901-1913.

В последнем же томе (1999-2000) - имена, которые недавно публиковали все российские СМИ, высказывая радость и гордость за своего соотечественника, физика Жореса Алферова, получившего Нобелевскую премию в 2000 году за работу «Двойные гетероструктуры: концепция и применение в физике, электронике и технологиях».

Тогда и сегодня Алферов, как может, разъясняет суть этой своей работы. Но практически никогда не повторяет текст своего выступления на торжественном обеде в Шведской академии наук 10 декабря 2000 года. Теперь эту речь может прочитать каждый.

Она начинается с напоминания слов великого мыслителя Фрэнсиса Бэкона о том, что «знание - сила», и о том, что «сила должна основываться на знании». А дальше Алферов говорит почти стихами: «Мы работали дни и ночи напролет. А когда мы не могли больше ни работать, ни думать, мы пили русскую водку. И мы должны были обнаружить, спустя годы, что припасла для нас Природа. Пришли молодые, появились новые результаты. И работы моих студентов посылают в «Физическое обозрение». Поэтому наша жизнь не кончится никогда».

После таких строк кажется, что даже в читальном зале БАН раздается звон бокалов с шампанским.

Фантастически интересен том с датами «1927-1953». В нем имена писателей: Томас Манн (1929), Джон Голсуорси (1932), Иван Бунин (1933), Юджин О'Нил (1936), Герман Гессе (1946), Уильям Фолкнер (1949), Бертран Рассел (1950) и другие. Но замыкает блистательный парад имя Уинстона Черчилля. Как попал этот солдат, великий политик и великий оратор в список писателей мирового класса? Энциклопедия объясняет, что Черчилль получил Нобелевскую премию в 1953 году за книгу о своем предке Мальборо и за талант, который позволил называть его «Цезарем с пером Цицерона».

Читатели энциклопедии узнают, что сам Черчилль на вручение Нобелевский премии не приехал, потому что не позволили обстоятельства. В Стокгольм он прислал свою жену. Нобелевскую лекцию она, естественно, за него не читала. Но ей было поручено прочитать речь мужа на торжественном обеде в его честь 10 декабря 1953 года.

Вот отрывок из этой речи: «На свитке, куда теперь вписано и мое имя, значатся многие лучшие имена мировой литературы двадцатого века. Во всем цивилизованном мире суждения Шведской академии считаются беспристрастными, авторитетными и искренними. Я горд, но должен признаться, одновременно и удивлен вашим решением включить в этот перечень и меня. Надеюсь, что вы не ошиблись. Я чувствую, что и вы, и я идем на серьезный риск, и что я такой чести не заслужил. Но мое сердце спокойно, если спокойно ваше».

Через час-другой служители главного читального зала БАН собрали тома и укрыли их зеленым сукном. То ли от глаз, то ли от света. Но сообщили всем, что две недели «Нобелевская энциклопедия» будет выставлена в Отделе новых поступлений. Затем – в Справочном отделе библиотеки. Всюду — сегодня и всегда — в свободном доступе.

Неонилла Ямпольская