Posted 2 сентября 2009,, 10:38

Published 2 сентября 2009,, 10:38

Modified 1 апреля, 16:48

Updated 1 апреля, 16:48

Сверхпорядочные слушания

2 сентября 2009, 10:38
Небоскреб "Охта центр" будет практически не виден на открыточных видах, считает автор башни. На эти утверждения есть серьезные возражения. Обмен мнениями поддерживал ОМОН с собаками, милиция и частная охрана.

Небоскреб "Охта центра" будет практически не виден на открыточных видах, считает автор башни. На эти утверждения есть серьезные возражения. Обмен мнениями поддерживал ОМОН с собаками, милиция и частная охрана.

То ли видно, то ли нет

Автор архитектурной концепции небоскреба «Охта центра» Филипп Никандров (британская компания RMJM) никак не возьмет в толк, и что антимонии вокруг исторических панорам Петербурга развели? Да нет тут никакой небесной линии! Была – не спорит, но безнадежно утеряна. В видовые панорамы уже давно вторглись закопченные трубы, высотки (та же телебашня). К тому же, много утрат доминант в виде шпилей и куполов церквей. Чего теперь-то церемонии разводить?

Да и из «золотого треугольника» доминанту видно не будет, заявил он на общественных слушаниях. Однако тут же выяснилось – будет видно. Но - «очень слабо», по его версии. А где не слабо, там – украсит. Например, комплекс Смольного собора.

Что касается фотомонтажа, выполненного экспертами ВООПиК и ЭКОМ и представленного на альтернативных слушаниях, то он не корректен, искажен относительно реального восприятия человеческого глаза, привел архитектор тот же аргумент, что и его противники.

Между тем, анализ проекта на модели 3D показал, что башня «Охта центра» во всех исторических панорамах так или иначе будет видна. Об этом на слушаниях заявил заместитель гендиректора ООО «Институт Территориального Развития» Владимир Аврутин. Так из 135 ключевых точек обзора ее видно в 44; видно, но на «разрешенном» расстоянии (более 6 км) – на 15-ти; совсем не видно – на 70-ти и перекрывается зеленью — на 2-х.

Утопия

На слушаниях обсуждалась обоснованность превышения законной высоты строительства: компания просит разрешить ей построить небоскреб высотой 403 м, в то время как в устье реки Охта можно возводить здания не выше 100 метров.

Без заявленной высоты невозможно обеспечить безопасность штаб-квартире «Газпрома». Да и экономика проекта страдает, сообщил Никандров.

Он подробнейшим образом остановился на огромной социальной составляющей проекта, которая буквально приравнивается к «экономическому чуду» в масштабах провинциального Петербурга.

Директор центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов считает, что все это – сказки.

«Газпром» вполне может разместить заявленные объемы, включая социальную инфраструктуру, и не нарушая высотного регламента. Это показывают несложные арифметические расчеты.

Инвестор говорит, невозможно, потому что большая часть территории занята охранной зоной (ОЗ) коммунальной инфраструктуры (коллекторы) и археологического памятника. По мнению Карпова, это не так, петербуржцев обманывают. ОЗ коллектора проходит по самому краю участка — это принципиально не влияет на реализацию проекта. А под ней инвестор наметил построить подземный паркинг, значит, это ему тоже не мешает.

«Нет ни одного юридического основания для превышения высоты — нарушения закона», - делает вывод эксперт.

Во славу шведскому оружию

Никандров согласился: да, теоретически возможно уложиться в законные регламенты. Но безопасность не обеспечить на этой высоте. В России есть терроризм, констатировал он. В Москве безопасность штаб-квартиры обеспечивается двумя спецзаборами и рвом. В Петербурге не хотелось бы делать это такими неэстетическим способом.

К тому же, высота – на самоцель, ее диктует гармония. Здесь не может быть ординарного коммерческого проекта – место обязывает, подчеркнул архитектор. (Обращает на себя внимание космополитизм проекта: из 5 тыс. лет истории устья реки Охта инвестор выбрал для увековечивания времена захвата шведами новгородских земель - прим. автора.)

Из зала поступил встречный вопрос: но безопасность здания высотой 100 м, наверное, обеспечить проще, чем 400 м? Да и заместитель гендиректора ОДЦ "Охта" Владимир Гронский заявил, что "Охта центр" будет защищен антитеррористическими секретными технологиями. Они-то от высоты не зависят.

Инвестора до неприличия активно поддерживали чиновники, которым пристало бы соблюдать нейтралитет. Но зампредседателя КУГИ Дмитрий Куракин объединил интересы власти и бизнеса, что, согласно Уголовному кодексу, и коррупцией можно назвать.

«Мы находимся в рамках законной процедуры», - заявил он. Да, инвестор может построить запланированные объемы, соблюдая регламент. Тем не менее, участок не благоприятен для такой застройки.

Член «Яблока» Михаил Амосов не понял, в чем заключается неблагоприятность. В том, что инвестор не сможет «выжать» из участка по максимуму? Этого Градкодекс в зачет не берет, сказал он. Так любой застройщик может сформулировать отступление от закона.

К тому же, если «Охта центр» будет виден в исторических панорамах, то его строительство в любом случае недопустимо, так как закон об охранных зонах не разрешает этого.

Мысленно с нами

Монферрана и Петра I сделали активными участниками слушаний, причем, на стороне инвестора. Туда же - и Иисуса Христа записали.

Похоже, Гронскому доставляет удовольствие проводить исторические параллели, пусть даже одни и те же. По его словам, Петра I и Монферрана тоже ругали современники, а сегодня — восхищаются их делами. Только спустя много лет можно будет оценить башню «Газпрома», подчеркивает он.

Организаторы слушаний чередовали выступления противников проекта и тех, кто его поддерживает. Это было несложно – микрофон был в руках надежных людей.

Своих сторонников инвестор угадывал на удивление безошибочно.

Проект поддержало много выступающих. Практически все они представлялись, как «житель Красногвардейского района…». Некоторые выступали с размахом — от имени детей малолетних узников фашистских концлагерей, блокадников.

Можно только порадоваться, каких высот достигла демократия в Петербурге: гендиректор завода ЗАО «Вентиляционный завод ЛИССАНТ» Анатолий Сомов выступил от имени рабочих. Он назвал всех, кто против проекта, разрушителями.

Но в основном «группа поддержки» не позволяла себе обобщений в адрес оппозиции, а просто говорили, почему они «за».

Потому что, по их мнению, с этим проектом район невиданно преобразится: появятся дополнительные рабочие места, деньги, а с ними - решение накопившихся соцпроблем и даже снижение преступности. Детей и внуков ждет прекрасное будущее.

«Мы – за, стройте как можно быстрее», - подбадривали инвестора.

Настораживало одно – абсолютно сторонников проекта абсолютно не волновало нарушение закона. «Я - за, прекрасный проект! Мне все равно, как вы будете менять законы». «Жизнь меняется — законы тоже нужно менять. Я за все новое!», - говорили креативные пенсионерки.

«Позор!»

Их оппоненты вели себя более активно. Время от времени организовывали скандирование: «Позор!», «Регламент!», «Незаконно!». И даже хулиганили – освистывали оратора.

Было несколько потасовок – охранники тут же скручивали несколько человек и выводили их из зала, устраивая своеобразную ротацию участников слушаний (на их место мог втиснуться в зал кто-нибудь из свеженьких).

Оппозицию в отличие от группы поддержки весьма сильно интересовал вопрос законности превышения высоты и в этом контексте – правомерность проведения самих слушаний. И в том, и другом они сильно сомневались.

Они считают, что незаконно само проведение строительства на месте массового захоронения и уникального археологического памятника, а тройные обыски и ОМОН - это провокация. Методы продавливания проекта, по их мнению, демонстрируют, что власть в городе принадлежит «Газпрому» и провоцируют гражданскую войну: «Коммерческий проект представляют и защищают чиновники — одно это противозаконно»;«Почему порядок обеспечивает не милиция, а частная охрана?»; и, наконец: «Вы под угрозу ставите весь регион, здесь есть АЭС — башня доступна для локаторов на расстоянии 300 км».

На последнее Гронский ответил: заявление не по теме — мы не в Минобороны обсуждаем вопрос. Если так, тогда нужно разбирать телебашню. А при современных технологиях со спутника можно увидеть коробок спичек на земле.

Амосов считает, что «Газпром» создает опаснейший прецедент и алгоритм разрушения высотного регламента, а также коррупционный механизм.

Если логика газового монополиста будет принята, то непонятно, на основании чего станут отказывать другим инвесторам. Но тогда получается, что механизм отступления от закона действует безотказно в пользу застройщика. Встает вопрос — зачем нужны эти законы.

Если губернатор поддерживает проект, зачем принимала законы, которые ему противоречат? Еще чернила не просохли на законах, а «Газпром» их уже нарушает, высказался бывший депутат Заксобрания.

Он сообщил, в Комиссии по землепользованию и застройке лежат десятки заявлений на превышение высоты застройки. Их авторы только и ждут, когда разрешат строить башню.

Операция «Порядок»

Многие участники отмечают беспрецедентную организацию слушаний. Здание и прилегающую территорию наводнил ОМОН с собаками, большое количество милиционеров, частная охрана.

Маленький зал, выбранный организаторами, не вместил большую часть желающих принять участие в слушаниях.

Кордон ОМОН выстроил людей в длинную очередь. В здание пропускали после нескольких обыскиваний.

Ораторов надежно обезопасили от слушателей. Судя по телосложению, первый ряд занимали охранники. Они же составляли большую долю «слушателей».

Гронский неоднократно обвинял оппозицию в неинтеллигентности. «Стыдитесь, это не по-петербургски», - призывал он к порядку.

«А пинать оппонентов ногами и выводить из зала - по-петербургски?», - задал ему вопрос председатель координационного совета движения гражданских инициатив Евгений Козлов.

Амосов обратил внимание на то, что «впервые так по силовому организованы слушания, поэтому не нужно удивляться такой атмосфере в зале».

Начальник отдела строительства, инвестиций и землепользования администрации Красногвардейского района Андрей Галахов, подводя итоги, назвал слушания «состоявшимися» и поблагодарил участников за «активную гражданскую позицию». По его словам, общественность получила «исчерпывающие ответы на все заданные вопросы». Что и требовалось от слушаний.

А чуть позже пресс-служба ГУВД известила, что «в ходе обеспечения правопорядка на слушаниях сотрудниками милиции была предотвращена провокация». При досмотре были изъяты предметы, которые могли быть использованы для противоправных действий: 6 фальшвееров, 8 баллончиков со слезоточивым газом, 4 ножа и кастет.

Кроме того, милиционерами была сразу же пресечена «попытка устроить беспорядки» - 7 человек доставлены в отдел милиции, где на них составили протоколы по ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство).

Ирина Кравцова