Хулиганский панк Наташи Романовой

Петербургская поэтесса Наташа Романова пишет хулиганские стихи. Ее книги - это путеводители не только по современному языку, но и по современной контркультуре Питера. Правда, из-за ненормативной лексики книги Романовой в магазинах не продаются.

Петербургскую поэтессу Наташу Романову можно часто встретить в клубе «Платформа». Облик у нее фантастический: огненно красные волосы, монгольское личико, пирсинги в разных местах, всякие панковские прибамбасы в качестве одежды и украшений.

У этой вечной девушки два взрослых сына. Младший - Глеб - пошел по стопам мамы, носит на голове яркий красный ирокез. Старший - Платон - пишет стихи, но с имиджем так отчаянно не экспериментирует. Их отца, бывшего мужа, пушкиниста и доктора филологических наук Наташа в созданной ею реальности именует дядей Колей. Не потому, что он отрастил длинную седую бороду, а потому, что он все же принадлежит к миру взрослых. Сама Наташа Романова находится в ином измерении: она пребывает в мире невзрослеющих подростков с чистым и острым взглядом на жизнь.

2007_253_427

Наташа Романова

Детство Наташи Романовой прошло в белорусском городе Слуцке, где она и родилась. Ее ленинградские мама с папой дали понянчиться с ребенком бабушке, а потом так и не смогли забрать. Когда Наташа из бабушкиного рая с садом, речкой и слуцкими панковскими пацанами попала в Питер, ей показалось, что это ад. Однако с этим городом все же пришлось воссоединиться: в северную столицу Наташа приехала поступать на филологический. В итоге она закончила два вуза, и у нее  два диплома — филолога и нейрофизиолога. Филологический диплом она написала о Пастернаке и получила за него пять с плюсом.

Кем только ни пришлось работать панковской девушке Наталье. В издательствах, в редакциях журналов и газет, в школе, в ПТУ— всюду ее работа заканчивалась скандалом, разборками и всякими гадостями. Но в годы перестройки филолог и нейрофизиолог в Наташе вдруг воссоединились, создав новый творческий продукт —  новаторскую, ни на что не похожую педагогическую систему, позволявшую любому, самому запущенному, подростку очень быстро стать грамотным и научиться писать без ошибок. Так родилась «Школа грамотности Н. и Н. Романовых», которая дала семье достаток.

С потомками Наташа поступила по-панковски: детей растил правильный дядя Коля, Наташа же добывала деньги для семьи и наслаждалась свободой, от которой не дала отщипнуть ни грамма никому.

Второго своего мужа Наташа Романова воспела в стихах о пуделе поэтессы Елены Шварц. От Яши у Наташи осталась огромная библиотека тех книг, которые тот не смог вывезти на двух ГАЗелях при разводе. Еще у Наташи отличная коллекция фильмов и дисков: она меломан, не пропускающий ни одного концерта альтернативной музыки и  следящий за процессами в «другом кино».

Теперь Наташа Романова живет так, как хочет, наслаждаясь общением с близкими ей «друганами» — поэтами, музыкантами, панками всех возрастов, своими учениками (некоторые учились у Наташи 15 лет назад, но превратились из учеников в «друганов»).
 
Заниматься со страдающими от безграмотности подростками Наташе нравится, хотя и неизвестно, кто кому чего в смысле овладения речью больше дает, — Наташа недорослям, или они ей. Возможно, из этого затянувшегося пребывания в среде представителей самого креативного возраста родилась лучшая книжка стихов Наташи Романовой, название которой с того языка, на котором ее стихи написаны, можно перевести на обывательский и русский классический как «Все надоело», или «Достали». Из-за этого предельно точного и честного названия, которое написано на обложке латинскими международными заборными буквами, книгу не берут в солидные книжные магазины. Книга «Индюк» продолжает найденную Романовой новую эстетику.

До этого у поэтессы вышло четыре сборника стихов: «Машина наваждения», «Публичные песни», «Песни ангела на игле», «Расписная стена». Но книги нового ее периода — это шок и прорыв.

Под маской подростка-панка женского пола Наташа Романова на языке трэша говорит,  где и какие короли голые. Развенчиваются слащавые кумиры, сентиментальные враки, разваливаются на куски свежесозданные мифы и компасные стрелки, мир предстает без шелухи для олухов, без прикрас. Это бесконечный Бивис и Батхед, мультик нарисованных  ужасов, в котором мы живем. Обсценная лексика, все эти заветные слова, которыми, очевидно, русский народ изъяснялся всегда, но только отдельные его представители превращали это в высокое искусство, доставляющее наслаждение, - все это встречается в книге в бешеном количестве. Это количество утомляет, но по-другому вроде как и не скажешь, по-другому это будет уже сиропное вранье.
 
Стихи Романовой оказались востребованными. В этой эстетике выпускаются пары, в ней герои «поддудонивают», «шкерятся по углам», «бухают в жало», в ней всякие «старЫе калдыри» не имеют респекта. Новые поколения достал пафос старого мира, его кумиры, его ложь, его ханжество и профанации. Ее книги отлично продаются в местах, где новое творчество рождается здесь и сейчас.

Кстати, иллюстрации к книге Наташи Романовой сделал Григорий Ющенко, член питерской художественной группировки «Протез». У него маленькие человечки-клопики с тонкими ручками и ножками, но с имеющими  выражение глазами, реализуют свои подспудные желания. На всех картинках мы встречаем поэтессу — в виде девочки-трапеции с хвостиками и рисунком каннабиса на футболке.

В стихах у Романовой люди разных поколений найдут родные истории. «Каменская школа была похожа на фашистский застенок» (FASHIZZM). «А как же я буду вести занятия? Какой мне будет респект, уважуха?  А в "Борей" как я попрусь на мероприятие?» (HUYNYA). «Он занялся сбором бутылок: коллеги его называли/ Незатейливо и достойно: интеллигент» (DRUGAN BYKOV). «Назад, в обратку, двери не открываюцца,/ Вперед - адская яма - только рельсы свистят внизу» (12 SHAGOF). «Я на правую руку с левой - шыпы надела, /А еще блин узкую юбку, чтоб казацца еще стройней» (SYROYE JAITSO). «Поэтому Мандельштам с Ахматовой могли бы застрелковацца/ И вместо того, чтобы тусить по фсяким "Бродячим Собакам", сушыли бы грИбы впрок» (POETY).

Романовой удалось создать целую энциклопедию современной контркультуры Петербурга, с перечнем имен радикального стана, полным обхватом сюжетов, повествующих о том, что есть хорошо и что есть плохо в новом мире с точки зрения новой оси отсчета — чистого, жесткого, предельно откровенного взгляда девочки-панка на мир взрослых. Не осталось, пожалуй, ни одной острой питерской темы, которая бы не попалась Наташе Романовой на язычок и которая не была бы трансформирована в рэп-историю, в маленький архетип бытия, в гениально сваренный  концентрат из характеров, судеб и сюжетов. Ни одной тягомотины или муторности, ни одной случайной фразы или слова, каждый стих - как кристалл. Такую чистоту текста можно встретить у немногих современных поэтов: у Всеволода Емелина, у Андрея Родионова, у Мирослава Немирова.
 
В послесловии, написанном  Владимиром Рекшаном, самыми точными являются две фразы — о зависти, которую книжка вызовет в среде поэтов, и о том, что это прорыв. Да, в питерской поэзии это самая яркая книжка за последние, может быть, 20 лет. Такая честная поэзия была в Питере в 80-е, во времена рок-клуба.

Ирина Дудина, фото автора

О проекте:

«Росбалт» реализует новый проект — «Петербургский авангард. TOP-20». В его рамках издание рассказывает о молодых и перспективных людях, которые поднимают на новый уровень культуру северной столицы. В конце года будет составлена «двадцатка лучших».

В ходе проекта «Петербургский авангард. TOP-20» планируется серия публикаций и круглых столов в ИА «Росбалт» с молодыми (по биологическому и душевному возрасту) деятелями культуры: писателями, музыкантами, актерами, дизайнерами, фотографами, библиотекарями, лидерами Интернет-сообществ и т.д. «Росбалт» хочет побеседовать с ними о будущем Петербурга, о формировании нового, современного образа северной столицы в мировом информационном пространстве.

«Заявленные в послании президента РФ цели модернизации страны невозможно осуществить без участия молодого поколения, которое должно увидеть, что его творческая энергия и новаторские идеи востребованы обществом. А ведь именно в гуманитарной среде  формируется идеологическая основа для модернизационного прорыва. Технологии без людей не работают. А людям нужна цель и мечта», — считают организаторы проекта.
 
В завершении проекта планируется выбрать 20 молодых специалистов, реализующих в Петербурге интересные общественные и культурные проекты. Финалом проекта станет его презентация: современная мультимедийная выставка и встреча с петербургской молодежью.