Posted 28 июля 2010,, 10:30

Published 28 июля 2010,, 10:30

Modified 1 апреля, 12:56

Updated 1 апреля, 12:56

Журналисты пересели на дирижабль

28 июля 2010, 10:30
Команда дирижаблистов из Ленобласти стала призером на международных соревнованиях во Франции, а ее девушка-пилот произвела фурор среди участников и зрителей. Убедиться в уникальности этого вида спорта смогли и петербургские журналисты.

Команда дирижаблистов из Ленобласти стала призером на международных соревнованиях во Франции, а ее девушка-пилот произвела фурор среди участников и зрителей. Убедиться в уникальности этого вида спорта смогли и петербургские журналисты.

Киришская команда теплового дирижабля пригласила журналистов на аэродром «Горское», чтобы рассказать о своем недавнем выступлении во Франции и покатать на дирижабле.

До аэродрома журналистов довезли члены команды. Площадка для запуска оказалась большим полем, заросшим высохшей травой. Для дирижабля, впрочем, это не помеха. Как объяснили журналистам, его можно запускать практически с любого места.

Дирижабль оказался очень компактным. Гондола, размером с небольшой автомобиль, легко была извлечена из прицепа, а оболочка в свернутом виде напоминала большой рюкзак. Все приготовления заняли около получаса, и пока экипаж разворачивал оболочку, крепил ее к гондоле, а затем накачивал воздух, капитан команды Валерий Васев объяснял детали процесса.

Несколько дней назад команда этого теплового дирижабля вернулась с соревнований во Франции, где заняла пятое место. Для спортменов это большой успех, и они хотят отпраздновать удачное завершение сезона. Этот дирижабль, по словам Васева, уникальный – таких моделей в России всего три. Как правило, подобные аэростаты используют для рекламных целей. Но конкретно этот пригодился не только в спорте, но и в геологической разведке – в Испании, с помощью установленного на его борту тепловизора, удалось найти несколько подземных источников воды.

Когда дирижабль был готов к старту, журналистам предложили на нем прокатиться. Перед стартом капитану пришлось сделать серию телефонных звонков, чтобы согласовать полет с диспетчерами – аэродром «Горское» хоть и учебный, но действующий.

Тепловым дирижабль называется потому, что в качестве подъемной тяги он использует не водород, а обычный нагретый воздух. Это делает его абсолютно безопасным, хотя и менее комфортным – из-за горелки в гондоле довольно жарко. Система управления аэростатом с виду предельно проста – горелка регулирует высоту, пропеллер – скорость, а руль пилот Людмила Ушакова поворачивала с помощью двух тросов. «Как будто лошадью управляешь», - пошутила она. Однако работа пилота кажется простой лишь со стороны – Людмила рассказала, что она долго училась. Сейчас она имеет пятнадцать лет опыта полетов на воздушных шарах и пять лет – на дирижаблях.

Ощущения от полета довольно приятные. Для журналистов дирижабль не стали запускать высоко, и он парил над полем, не поднимаясь выше пятидесяти метров над землей. Плавное движение, легкое покачивание – все это наводило на мысли о неспешной прогулке в лодке по озеру. Термин «воздухоплавание» к таким полетам подходит как нельзя лучше.

Сделав широкий круг, Людмила сажала дирижабль, и происходила быстрая замена пассажиров. Чтобы дирижабль не улетел, выходить можно было только по одному, место вышедшего должен был тут же заменить новый пассажир. Младшие члены команды придерживали для подстраховки дирижабль за канаты, причем девушка Яна продемонстрировала совершенно неженскую хватку и силу.

После полетов журналистов угостили шампанским. Спортсмены рассказали, что во Франции в качестве одного из заданий им нужно было на лету взять со стола бутылку вина. Представители прессы немедленно попросили продемонстрировать этот трюк, тем более что дирижабль был еще в небе. Стола не под рукой не оказалось, поэтому бутылку шампанского пришлось держать на весу. Второй пилот Сергей Кожеченков безо всяких усилий выполнил этот трюк, а потом повторил его на бис – для этого понадобился еще один заход и вторая бутылка шампанского. Кто-то из команды в шутку предположил, что с двумя бутылками на борту дирижабль может сбиться с курса и сесть на Дворцовой.

В ближайшее время соревнований у команды не предвидится, поэтому они будут продолжать тренироваться. Однако, скорее всего команду можно будет увидеть в Петербурге – с 12 по 15 августа на территории «Ленэкспо» пройдет авиасалон «ИнтерАэроКом». Киришская команда пообещала, что они обязательно там выступят.

Андрей Зубарев, фото автора

Для справки:

Дирижабль (от фр. dirigeable — управляемый) — летательный аппарат легче воздуха, аэростат с двигателем, благодаря которому дирижабль может двигаться независимо от направления воздушных потоков.

Самые первые дирижабли приводились в движение паровым двигателем или мускульной силой, в 80-х годах XIX века были применены электродвигатели, c 1890-х стали широко применяться двигатели внутреннего сгорания. На протяжении XX века дирижабли оснащались практически исключительно ДВС — авиационными и, значительно реже, дизельными (на некоторых цеппелинах и некоторых современных дирижаблях). В качестве движителей используются воздушные винты. Стоит также отметить крайне редкие случаи применения турбовинтовых двигателей — в дирижабле GZ-22 «The Spirit of Akron» и советском проекте «Д-1». В основном подобные системы, равно как и реактивные, остаются лишь на бумаге. В теории, в зависимости от конструкции, часть энергии подобного двигателя может быть использована для создания реактивной тяги.