Posted 30 апреля 2011,, 07:45

Published 30 апреля 2011,, 07:45

Modified 1 апреля, 08:28

Updated 1 апреля, 08:28

Узбеки играют на курсе валют

30 апреля 2011, 07:45
В Петербурге проживает почти миллион выходцев из Средней Азии. Многие из них приехали на заработки временно, другие - в надежде остаться навсегда. Об их проблемах "Росбалту" рассказал главред газеты "Туран" Махмуд Маматмуминов.

В Петербурге проживает почти миллион выходцев из Средней Азии, многие из которых приехали сюда на заработки временно, другие - в надежде остаться в городе на Неве навсегда. В каких секторах экономики они трудятся? Почему их заработок здесь выше, чем на родине? И чем занимается в Петербурге незарегистрированная молодежь из Средней Азии? Об этом "Росбалту" рассказал главный редактор газеты "Туран" Махмуд Маматмуминов.


- Вы как руководитель издания для мигрантов должны знать, какие проблемы больше всего интересуют диаспоры и их отдельных представителей?

- Проблем много: отношения с миграционной службой, получение разрешения на работу, само трудоустройство, поиск жилья, поиск учебных заведений для детей. Еще одна проблема, о который мы стали писать: молодежь, не желающая регистрироваться и занимающаяся здесь криминальными делами. Мы хотим, чтобы они соблюдали законы Российской Федерации.

- Некоторое время назад было анонсировано создание карты мигранта. Как продвигается это начинание?

- Это своеобразный членский билет диаспор Средней Азии. Суть проекта в том, чтобы они вели учет всех своих членов, которых в Петербурге порядка миллиона. При этом карта станет рекомендательной и не будет иметь юридической силы. Если владелец такой карты придет устраиваться на работу, то работодатель будет знать, что член диаспоры добросовестен, у него имеется определенная квалификация, на него можно положиться. Это как визитная карточка.

- Не так давно была озвучена идея создания узбекской национальной культурной автономии в Петербурге. Как вы относитесь к этой идее?

- В Петербурге уже существует узбекская диаспора, зачем еще какую-то автономию создавать? Хватит одной организации.

- А внутри узбекской диаспоры ведется какая-нибудь культурная работа?

- Да, ведется. Например, организовывали празднование Навруза. Это большое мероприятие - его посетили почти пять тысяч человек. Есть и художественная самодеятельность. Кроме того, представители диаспоры ездят по строительным организациям, где работают соотечественники, и раздают там продукты для приготовления плова.

- В каких секторах экономики в Петербурге трудятся узбеки? То, что их много в строительстве, - это всем известно. Может, еще где-нибудь есть?

- Кулинария, например. В Петербурге много узбекских кафе и ресторанов. А вот на заводах и фабриках маловато узбеков. Так что в основном это общепит и строительство.

- Разница в доходах узбеков на родине и в Петербурге большая?

- Разница кажется не такой уж и большой, но все дело в курсах: узбекский сум ниже к рублю. Здесь человек зарабатывает десять тысяч, а когда там переводит в узбекские сумы, то сумма получится чуть большей. Кроме того, продукты и многие услуги там дешевле, чем в России. За счет этого люди и выигрывают.

- Из Средней Азии люди приезжают сюда с семьями или семьи остаются на родине?

- Бывает, что приезжают на сезон, получают разрешение на 9 месяцев и обратно уезжают. На следующий год повторяется то же самое. Но бывает, что и с семьями приезжают. Сейчас особенно из Киргизии много едут сюда с семьями. Работы там нет, и пока обстановка урегулируется люди хотят выждать время и поработать здесь.

- В последнее время руководители различных бюро переводов в Петербурге жалуются на нехватку переводчиков с узбекского, таджикского и киргизского языков. Среди представителей диаспор нет желающих заполнить появившиеся вакансии?

- Думаю, что люди с такими навыками сюда, конечно, не ездят. Потому что им и у себя дома хватает работы. А те, кто приезжают, работают, в основном, в диаспорах. Например, один из переводчиков с узбекского работает в диаспоре, второй учится. Мы с ними тоже сотрудничаем.

- На прошлой неделе один из лидеров азербайджанской диаспоры в Петербурге Гейдар Иманов в интервью "Росбалту" заметил, что большинство его молодых соотечественников, приезжающих в Россию, знают английский язык лучше русского. Есть ли подобная проблема у молодежи из Средней Азии?

- Это как раз одна из проблем, которую мы бы хотели решить. Молодежь, родившаяся уже в 90-х и после, мало читает, мало общается с русскоязычными - мало таких сейчас. Раньше русскоязычных много было, но поуезжали люди, да и в школах уровень преподавания русского языка не тот уже. Постепенно решаем эту проблему, в том числе, и публикуя различные краткие разговорники.