Posted 3 мая 2011,, 20:34

Published 3 мая 2011,, 20:34

Modified 1 апреля, 08:26

Updated 1 апреля, 08:26

Призрак доходности

3 мая 2011, 20:34
В Петербурге открылся доходный дом для мигрантов. Город вложил в реконструкцию здания 30 млн рублей, а с его новых обитателей запросил ежемесячную плату в 6 тысяч рублей. Оказалось, что это слишком дорого - дом пустует. Но власти явно не собираются останавливаться на достигнутом.

В марте в Петербурге на Лиговском проспекте открылся доходный дом для мигрантов. Город вложил в реконструкцию здания 30 миллионов бюджетных рублей и планировал, что хотя бы те 85 рабочих, что получат здесь койкоместо, будут жить в цивилизованных условиях. «Росбалт» попытался выяснить, насколько оправданы оказались эти планы.

Узнать, что здесь находится именно доходный дом, можно по небольшой табличке «Достойное проживание — достойному городу» - ее повесили рядом с глухой железной дверью, на которой нет даже ручки. Попасть внутрь оказалось невозможно - вахтер по внутренней связи сообщила, что для этого надо получить специальное разрешение.

Между тем, практически в двух шагах от входа показались молодые люди в зеленых жилетках, которые вполне могли быть жильцами этого дома. Они оказались более словоохотливыми, но сразу признались, что в доходном доме не живут — дорого!

Один из них, назвавший себя Фаридом, рассказал, что снимает комнату в общежитии, за койкоместо платит всего 100 рублей в день. В комнатах живут от 4 до 10 человек, есть кухня, где можно готовить, душ, туалет. Другой работник жилищно-коммунального хозяйства, не перестававший во время разговора мести улицу, рассказал, что ему повезло еще больше — он снял однокомнатную квартиру в центре Петербурга на четверых со всеми удобствами, и платит за нее 2,5 тыс. рублей в месяц. «Доходный дом, может быть, это и хорошо, но только не для нас», - заявил Фарид. По его словам, платить 6 тыс. рублей в месяц за проживание при его зарплате дворника в 18 тысяч рублей — непозволительная роскошь. «Вы из этой суммы еще вычтете 3 тысячи рублей на питание, тысячу на телефон и проезд, а что я семье пошлю?" - пояснил он. К тому же, как оказалось, никто вселяться в доходный дом, когда они устраивались на работу в Жилкомсервис, рабочим даже не предложил. И жилье, и работу они нашли сами — по объявлениям в газетах.

Корреспонденту "Росбалта" так и не удалось дождаться появления хоть одного обитателя доходного дома, никто даже в окно не выглянул. Здание словно вымерло... Получить какую-либо информацию не удалось и в «Дирекции по управлению объектами государственного жилищного фонда», в управлении которого находится этот объект. Ответившая на телефонный звонок чиновница сходу потребовала прислать письменный запрос на получение такой информации.

Но в итоге все же удалось выяснить, что с момента открытия доходного дома плата за содержание не изменилась - 6 тыс. рублей в месяц. Заполняемость, если верить чиновникам, на сегодняшний день составляет 80%. Таким образом, нетрудно подсчитать, что из 85-ти койкомест 20 — свободны. Этим цифрам можно было бы поверить, если бы не один занятный факт: именно они были озвучены на открытии объекта. Получается, что за полтора месяца никто больше в дом так и не вселился?

Не очень понятным оказалось и объяснение, почему объект охраняется от визитеров. По утверждению чиновников, на открытии дома была представительная делегация во главе с Валентиной Матвиенко, там было полно журналистов, которые получили всю необходимую информацию. Теперь же дом закрыт для посещений, поскольку в нем «живут рабочие люди, и если теперь к ним будут каждый день ходить на экскурсии, то они вряд ли будут рады такому вниманию».

Между тем, из неофициальных источников "Росбалту" стало известно, что власти «засекретили» объект по одной лишь причине: сегодня доходный дом практически пустует. Среди мигрантов практически не оказалось желающих платить за койкоместо довольно большие деньги, получая взамен возможность жить под прицелом видеокамер в условиях почти казарменной дисциплины.

Как рассказал директор одной из управляющих компаний, ему, например, сложно судить, почему власти, задумывая в принципе интересный с социальной точки зрения проект, решили на этом еще и хорошо заработать. По его расчетам, средняя квартплата в Петербурге составляет примерно 50 рублей за квадратный метр жилья, при этом средняя заселенность по городу (общая площадь жилого фонда, разделенная на количество жителей) - 22 квадратных метра на человека, а значит каждый горожанин платит в месяц за жилье 1100 рублей. Гастарбайтерам же предложили заплатить почти в 6 раз больше!

По словам чиновников одного из жилкомсервисов Приморского района, к ним поступало предложение найти людей, которых можно было бы поселить в доходный дом. Но дворники, кровельщики и сантехники селиться туда за такие деньги не захотели. В жилкомсервисе соседнего Адмиралтейского района также признались, что не нашли желающих, но уже по другим причинам - людей не устраивает, что доходный дом находится далеко от места работы. А дворникам надо начинать работу в 5 утра...

Между тем, городские чиновники не хотят останавливаться на достигнутом и до конца года в городе должно открыться уже 11 таких доходных домов в разных районах горда. А через два года их будет уже 58.

По словам генерального директора Санкт-Петербургской палаты недвижимости Дмитрия Щегельского, он еще полгода назад, когда городские чиновники только заявили о своем намерении открывать в Петербурге доходные дома для мигрантов, заявил об абсурдности этой идеи. «Мигранты, приезжающие к нам в город на заработки, стремятся минимизировать любые расходы, лишь бы только послать своей семьей побольше денег. Среди них нет скрипачей или балерин Мариинского театра, а потому для них важен каждый заработанный рубль. Тем более, что им намного выгоднее снять комнату или даже квартиру на несколько человек, чем платить по 6 тысяч в месяц за койку в доходном доме», - говорит Щегельский. По его мнению, если город хочет зарабатывать на домах, в реконструкцию которых вложил деньги, то есть и другие варианты.

Например, в отремонтированных и прошедших капремонт зданиях можно было бы открывать хостелы. По статистике Петербургу очень не хватает недорогих гостиниц с минимальным набором удобств - ведь далеко не все интуристы имеют возможность жить в «Европе» или «Астории». Кстати, на Западе именно такие небольшие отели занимают большую доля гостиничного бизнеса, и неплохо существуют. Доходность этого бизнеса будет намного выше, чем шеститысячная аренда кроватей. Кроме того, по мнению Дмитрия Щегельского, доходные дома можно было бы отдать в распоряжение питерских вузов. Нехватка мест в студенческих общежитиях - куда более острая для города проблема, чем жилье для приезжей рабочей силы.

При этом эксперта смущает, что «создание такого предприятия, как доходный дом для мигрантов, происходит в условиях, когда в городе до сих пор существуют очереди на жилье, когда не расселены коммунальные квартиры, когда десятки семей петербуржцев продолжают жить в аварийных домах». По его мнению, начинать решать жилищные проблемы надо с петербуржцев. Тем более, что вопрос улучшения качества жизни мигрантов относится к компетенции тех фирм и компаний, которые взяли их на работу. «Государство не должно тратить на это деньги налогоплательщиков», - считает Щегельский.

Впрочем, можно предположить, что чиновники заранее предполагали, что доходные дома не будут пользоваться спросом. Через несколько месяцев можно будет заявить о провале программы, а отремонтированную и приведенную в порядок недвижимость - без лишнего шума передать инвесторам.

Светлана Смирнова